Понятие специальной педагогики
Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.
Зарождение специальной педагогики в России происходило на базе науки дефектологии, а в начале девяностых годов прошлого века появилось понятие «коррекционная педагогика». Таким образом, наука о дефектах превратилась в науку об исправлении дефектов. Следует отметить, что с позиции гуманности данный термин не корректен, так как каждый человек имеет свои особенности, а общество должно предложить свою помощь таким людям. В мире этот термин заменен на понятие «специальная педагогика».
Терминология
Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.
Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.
Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.
Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.
Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.
Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.
Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.
Объект, предмет, субъект специальной педагогики
Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.
Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.
Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.
Цели, задачи специальной педагогики
Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:
- компенсация и коррекция нарушений развития с помощью особых педагогических методов и приемов;
- личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных детей.
Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.
Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:
- изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками развития;
- определение коррекционных, компенсационных способностей с учетом сложности нарушения конкретного человека;
- создание педагогической единой классификации людей с ограничениями жизнедеятельности;
- анализ педагогических методологий, систем, программ, технологий;
- разработка новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
- разработка программ, которые направлены на социальную и трудовую адаптацию людей, которые имеют нарушения развития, помощь в профессиональной подготовке;
- исследование и реализация программ, которые способны предупредить появление нарушений развития;
- оказание помощи родителям детей с нарушениями развития.
Предметные области специальной педагогики
Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:
- сурдопедагогика, которая занимается работой с плохослышащими, позднооглохшими и глухими детьми;
- тифлопедагогика, работающая с детьми слабовидящими и слепыми;
- тифлосурдопедагогика, занимающаяся слепо-глухими детьми;
- логопедия, рассматривающая нарушения речи;
- олигофренопедагогика, занимающаяся нарушениями интеллекта и образовательными затруднениями;
- специальная педагогика для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- специальная педагогика для людей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.