Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специальная педагогика

Понятие специальной педагогики

Определение 1

Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.

Зарождение специальной педагогики в России происходило на базе науки дефектологии, а в начале девяностых годов прошлого века появилось понятие «коррекционная педагогика». Таким образом, наука о дефектах превратилась в науку об исправлении дефектов. Следует отметить, что с позиции гуманности данный термин не корректен, так как каждый человек имеет свои особенности, а общество должно предложить свою помощь таким людям. В мире этот термин заменен на понятие «специальная педагогика».

Терминология

Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.

Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.

Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

«Специальная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Замечание 1

Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.

Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.

Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели, задачи специальной педагогики

Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:

  • компенсация и коррекция нарушений развития с помощью особых педагогических методов и приемов;
  • личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных детей.

Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.

Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:

  • изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками развития;
  • определение коррекционных, компенсационных способностей с учетом сложности нарушения конкретного человека;
  • создание педагогической единой классификации людей с ограничениями жизнедеятельности;
  • анализ педагогических методологий, систем, программ, технологий;
  • разработка новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
  • разработка программ, которые направлены на социальную и трудовую адаптацию людей, которые имеют нарушения развития, помощь в профессиональной подготовке;
  • исследование и реализация программ, которые способны предупредить появление нарушений развития;
  • оказание помощи родителям детей с нарушениями развития.

Предметные области специальной педагогики

Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:

  • сурдопедагогика, которая занимается работой с плохослышащими, позднооглохшими и глухими детьми;
  • тифлопедагогика, работающая с детьми слабовидящими и слепыми;
  • тифлосурдопедагогика, занимающаяся слепо-глухими детьми;
  • логопедия, рассматривающая нарушения речи;
  • олигофренопедагогика, занимающаяся нарушениями интеллекта и образовательными затруднениями;
  • специальная педагогика для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • специальная педагогика для людей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot