Факторная классификация
Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, в соответствии с факторами, которые существенно влияют на определенную деятельность и ее результат. В социальной педагогике к данным факторам относятся:
- объектный,
- субъектный,
- средовой,
- технологический.
Объектный фактор и принципы
Объектный фактор — определенный фактор, который установлен лицом или группой лиц, в отношении которого реализуется социально-педагогическая деятельность.
Эта деятельность носит исключительно адресный характер и зависит от личности объекта и своеобразия группы. Наиболее важные принципы, которые обусловлены данным фактором:
- природосообразность,
- гуманизм,
- индивидуальная обусловленность.
Принцип природосообразности признает человека природным существом и подчиняет его развитие законам социальной и естественной природы.
Принцип индивидуального подхода основывается на принятии человека со всеми его специфическими особенностями, достоинствами, возможностями и недостатками.
Принцип гуманизма означает приоритет социального значения отдельного человека, создание необходимых условий для развития и воспитания, защиты его прав, помощь в самоопределении и интеграции в общество.
Субъектный фактор и принципы
Субъектный фактор обуславливает своеобразие организации и осуществление субъектом социально-педагогической деятельности. Он важен при выборе индивида для конкретной социально-педагогической деятельность в зависимости от ситуации и требований к уровню ее результативности, а также при оценке процесса и результата данной деятельности. Основными принципами при этом являются:
- личностная обусловленность,
- взаимосвязь действенности и профессионализма социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности подразумевает, что личность педагога определяет отношение к его деятельности и к нему самому.
Очень важен принцип взаимосвязи профессионализма социального педагога и эффективности его социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовленность определяется наличием соответствующей компетентности, внутренней потребностью и умением социального педагога реализовать ее в определенных условиях и к конкретному объекту.
Средовой фактор и принципы
Средовой фактор обуславливает влияние окружающей среды на субъект и объект социально-педагогической деятельности и результат этого влияния. Эти факторы или усиливают воздействие практики социального педагога, или ослабляют его. Наиболее важными принципами в этой группе являются:
- культуросообразность,
- средовая обусловленность,
- социальная обусловленность.
Принцип культуросообразности основывается на том, что человек развивается и формируется в определенной культуре. Человек, согласно данному принципу признается продуктом своего времени и его культуры.
В основе принципа социальной обусловленности лежит влияние устройства государства, политики и деятельности социальных институтов на формирование личности. Принцип средовой обусловленности определяет зависимость социально-индивидуального развития, воспитания человека от среды его непосредственной жизнедеятельности.
Технологический фактор и принципы
Технологический фактор определяет закономерности самой социально-педагогической деятельности. Этим фактором обусловлены следующие принципы социальной педагогики:
- целенаправленность,
- комплексность,
- систематичность,
- опора на положительные характеристики личности,
- сознательность и активность.
Между всеми принципами социальной педагогики существует взаимообусловленность и тесная взаимосвязь. Чем больше принципов принимается во внимание в социально-педагогической работе, тем большего результата можно достичь.