Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие педагогической антропологии

Истоки педагогической антропологии

Термин «антропология» появился в конце XVIII века и дословно означает «наука о человеке». Это понятие было предложено немецким философом И. Кантом для обозначения самостоятельной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было.

Иммануил Кант

Знания о человеке накапливались с давних пор, но достаточно длительное время европейская наука понимала своим главным объектом природу в целом, одним из элементов которой выступал человек. Кант утверждал, что именно человек считается основным предметом науки, задача которой заключается в его всестороннем познании.

Самостоятельной наукой антропология стала только в середине XIX века благодаря трудам Чарльза Дарвина, который ее целью считал всестороннее постижение особенностей уникального вида - человека разумного, являющегося высочайшим звеном в эволюции живого мира. Для реализации данной цели стали интенсивно проводиться разные исследования людей, представляющих различные культуры, народы и расы. Постепенно накопление информации привело к дифференциации внутри самой науки и вычленению из нее самостоятельных научных направлений, одним из которых стала педагогическая антропология.

Термин «педагогическая антропология» возник в 60-е годы XIX века в России. Впервые его употребил Н. И. Пирогов в своей знаменитой статье «Вопросы жизни». После этого К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» уточнил и дополнил точным содержанием это понятие. Появление термина обусловлено историческими условиями того времени: отмена крепостного права, либеральные реформы, нарастающее революционное движение. Все это привело к переосмыслению сложившихся научных взглядов и популяризации гуманистических идей.

«Понятие педагогической антропологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основную роль в построении новой педагогики играли главные положения Н. И. Пирогова и К.Д. Ушинского, определяющие человека и ребенка как ключевые социокультурные ценности. Воспитание стали рассматривать как источник педагогического процесса, средства для которого нужно черпать из природы самого человека, другими словами исходить из объективных законов человеческого развития.

Человек как предмет педагогической антропологии

Объектом педагогической антропологии считаются отношения по типу человек-человек, а предметом выступает ребенок. Для того чтобы вникнуть в данный объект и осмыслить предмет, нужно сначала узнать, что такое человек и какова его природа. Таким образом, понятие «человек» считается центральным для педагогической антропологии. Ей важно иметь всестороннее данные о человеке, потому что это дает абсолютное представление о нем и пути его воспитания.

Как известно, человек считается предметом исследования множества наук на протяжении многих веков. За это время накоплен большой объем соответствующей информации.

Понятие педагогической антропологии

Тем не менее далеко не все нюансы в данной области выучены. Человек по своей сути так многообразен, что различные науки обнаруживают в нем напрямую противоположные характеристики и сосредоточиваются на них. Нередко последствия проведенных исследований порождают новые вопросы. Но одно в настоящее время остается бесспорным фактом: человек - сверхсложный, неисчерпаемый, во многом неясный предмет познания, и абсолютное постижение его в принципе невозможно.

Обоснование этого парадокса может заключаться в том, что познание человека осуществляется самим человеком, поэтому не может быть ни полным, ни объективным. Помимо того, собирательное понятие о человеке в общем не может сложиться из отдельных частей, из материалов исследований конкретных людей. Часть жизни человека, которая поддается исследованию, не исчерпывает всех знаний о нем. Информация, полученная о человеке в различные исторические периоды, не может быть объединена в одно целое, потому что человечество иное в различные эпохи, так же, как каждый человек в какой-то мере другой в различные периоды собственной жизни.

Главное содержание прогрессивной педагогической антропологии выражено в системе таких понятий, как человек, природа человека, ребенок, становление человека, культура, образование, воспитание. Невзирая на то, что эти понятия рассматриваются и в иных педагогических дисциплинах, в педагогической антропологии они анализируются в специфическом аспекте, наполняясь особым содержанием.

Педагогическая антропология, как и любая наука, не стоит на месте. Образ человека, глубина и объемность представления о нем век от века совершенствуются и дополняются.

Воспитание как антропологический процесс

Обычно образование осознается человечеством и педагогической наукой как очень трудоемкий процесс. Вслед за классиками прогрессивная педагогическая антропология признает воспитание как процесс, который создает условия как для становления отдельного человека, так и для продуктивного существования целого общества. В этой связи с воспитание считается большой ценностью, актуальной во все времена.

Рассуждения о воспитании сопровождают всю историю человечества. Вопрос о сущности самого воспитания до сих пор вызывает многочисленные дискуссии.

Есть мнение, что воспитание вообще возможно в связи с его соответствием природе человека, его основным видовым особенностям. В самом деле, только человек как существо разумное способен к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, а без этого невозможен воспитательный процесс. Только человек как существо духовное осуществляет поиск истины, ориентируется на идеальные образы и представления, руководствуется совестью, стыдом, долгом, что определяет механизмы воспитания.

Человек как социальное существо зависим от оценки окружающих, от общественного одобрения или порицания. Это делает его сензитивным к воспитанию. Вместе с тем, человек всегда готов к изменениям и самосовершенствованию, поддерживаемому воспитанием. Такой противоречивый характер воспитания проявляется, также в том, что каждый воспитатель является воспитанником и, наоборот, всякий воспитанник - воспитателем.

Воспитатель или педагог в педагогической антропологии должен не просто хорошо знать определенную науку, но и обладать всесторонними знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Воспитатель должен также творчески участвовать в педагогическом процессе и воспринимать ребенка как равноправного участника этого процесса.

Педагогическая деятельность в этом контексте рассматривается в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение при этом придается предоставлению детям возможности для самостоятельной деятельности по выбору.

В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — основа профессиональной подготовки будущего учителя. Сегодня педагогическая антропология играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса.

Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot