Педагогическая теория - это комплекс познаний, который отображает и разъясняет строго определенную область преподавательских явлений.
Основными компонентами педагогической теории являются представления и понятия: законы и закономерности, основы, правила, разъяснения. В литературе можно увидеть принятую классификацию педагогических теорий. Всеобщие педагогические системы делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).
Основной вопрос психолого-педагогической теории заключается в анализе взаимосвязи обучения, воспитания и развития ребенка дошкольника. В конце 30 х гг. XX в. сформировались три ведущие теории, касающиеся этих вопросов.
- Первая теория воспринимает воспитание ребенка как свободный от обучения и преподавания процесс. В этой теории на первом месте самопроизвольность, независимость от взрослого и его роли.
- Вторая теория рассматривает взаимосвязь развития и обучения.
- Третья теория предполагает, что развитие ребенка не связанно с его обучением и воспитанием.
Педагогическая теория развивающего обучения подразумевает наивысший теоретический уровень сложности образования; стремительный темп обучения; постоянное заучивание учебного материала в современных условиях; обучение детей позитивной мотивации к учению и познанию; гуманизацию взаимосвязи учителей и детей.
Воспитание ребенка должно быть нацелено не только на уже имеющиеся стандарты, а и на воплощение всех его потенциалов.
Познания, умения, навыки понимаются не как самоцель, а как способ полноценного формирования личности ребенка. Во взаимодействии и занятии учитель сотрудничает с ребенком, является его партнерам. На первом месте должны стоять интересы ребенка и направления его последующего совершенствования как члена общества.
Новое преподавательское познание, гуманистическое отношение к детству предлагает обратить внимание на педагогические теории, раскрывающие проблемы воспитания детей дошкольников. Обучение, опираясь на преподавательскую антропологию, рассматривается как создание условий, сконцентрированное на развитии детей. На первом месте стоит личность ребенка, как субъекта, которому нужна помощь и поддержка взрослого.
Суждение развития личности
Педагогические теории раскрывают следующие суждение развития личности:
- Когнитивные теории
- Психоаналитические теории
- Теория привязанности
- Бихевибристкая теория
- Гуманистические теории
- Деятельностный подход
По содержанию, современные педагогические теории реализуют принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования.
Сегодняшние научные исследования раскрывают положительную тенденцию сближения различных видов активности, используя средства и формы интересные для детей по содержанию и сосредоточенных на этом содержании. Изучение различных видов программ происходит параллельно, что позволяет экономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности ребенка и достигнуть желаемого образовательного эффекта за оптимальное время.
Отечественные педагогические теории
Как правило, нынешние отечественные педагогические теории включают ограниченные направления развития ребенка, принимают во внимание данные психологии и педагогики дошкольника, подытоживают результаты работ авторов в течение многих лет над разными проблемами. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика стремительно изучают роль экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания не так давно рассматривалась в аспекте трудового и нравственного воспитания.
В теоретических исследованиях вопрос правового воспитания рассматривается с позиции уважения свободы ребенка как индивида. Нравственно-правовое образование подразумевает развитие самооценки ребенка, его самоуверенности, нравственных мотивов поведения и взаимоотношений.
Сегодняшняя педагогика дошкольного образования решает вопросы, связанные с формированием у ребенка активностно-заинтересованного отношения к стране, в которой он живет.
Педагогическая теория гражданского, патриотического образования дошкольников выстраивается на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях Р.И. Жуковского. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.И, Корнеевой и др. Вопросы патриотизма освещаются в программах обучения детей дошкольного возраста: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом — Южньгй Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я — Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.
Три этапа образования
Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольников аргументируют важность, содержание, периоды, преподавательские условия. Авторы выделяют три этапа образования:
- базовый этап - знакомство с моральными нормами и принципами (этические беседы, создание нравственных ситуации, видеозаписи нравственных поступков детей и т.п.);
- основной этап – знакомство с личными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнение в практических навыках поведения в различных видах деятельности);
- заключительный этап — рассказ о Конвенции, о правах ребенка, которые приняты для всех детей земли, чтение художественной литературы, разработка коллажа о правах ребенка, нравственные беседы и т.п.
Нынешняя концепция патриотического образования рассматривается в контексте всестороннего формирования личности. Под словом патриотизм понимается любовь к Родине и Земле. Средства патриотического воспитания:
- мезосреда,
- литература и искусство,
- фольклор,
- практика,
- обычаи и т.п.
Этапы патриотического развития используют все стороны и методы воспитания (экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставки детских рисунков и т.п.).
Следовательно, нынешние педагогические теории исследуют вопросы обучения, обучения и развития ребенка дошкольного возраста, связывая данные понятия. Изучение иностранных педагогических теорий помогает обогатить собственную систему дошкольного образования.
Дошкольная преподавательская наука как комплекс педагогических теорий непрерывно совершенствуется и обновляется. Здесь учитывается накопительный позитивный опыт деятельности дошкольных образовательных учреждений.