Понятие о педагогике
Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека на всех стадиях его индивидуального и профессионального совершенствования.
Это общность познаний, которые находятся в основе отображения, изучения, создания, планирования и прогнозирования способов улучшения педагогического процесса, а также поиска результативных педагогических систем.
Наука о воспитательских отношениях, появляющихся в процессе взаимозависимости воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и нацелены на формирование человека. Наука о сущности, правомерности, правилах, способах и характере образования и воспитания человека.
В дословном переводе термин педагогика означает – водить детей. В России многозначительные понятия воспитатель, воспитание были схожи с понятиями педагог и педагогика.
Понятие об образовании
Образование – целостный процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, ориентированный и осознанно направленный на некоторые совершенные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко закрепленные в общественном сознании социальные стандарты.
В таком понимании образование представляется как неотделимый аспект существования общества – это, прежде всего, общественное проявление. Образование стало особенной областью общественной жизни с тех пор, когда процесс предоставления знаний и общественного опыта стал выделяться из других видов жизнедеятельности общества и стал занятием лиц, которые сознательно занимаются обучением и воспитанием; когда были организованны социальные структуры или общественные учреждения, предназначенные для накопления и распространения знаний. Образование как общественное явление – это, прежде всего, реальная социальная важность. Внутренние, умственные, научно-технические, нравственно-цивилизованные и экономические ресурсы человечества напрямую обуславливаются уровнем развитости воспитательной сферы. Но образование, обладая общественной природой и историческим характером, в свою очередь, определенно историческим видом общества, которое осуществляет это общественное назначение. Оно открывает задачи общественного совершенствования, степень экономики и образования в обществе, образ его политических и идеологических направлений, так как и преподаватели, и их ученики представляются субъектами социальных связей.
Таким образом, образование как общественное явление – это социальная система, обязанностью которой является обучение и воспитание членов общества и которая нацелена на распространение точных знаний, идейно-нравственных значений, умений, навыков, норм поведения.
Говоря об образовании, можно исследовать данную категорию в разных свойствах:
- как значимость формирующегося человека и общества;
- как процесс воспитания и образования человека;
- как результат процесса обучения и воспитания;
- как систему образования.
Образование как объект
Цели образования излагают его содержимое. В нынешнем обществе оно подразумевает систему познаний о сущности, обществе, оборудовании, человеке; систему способов деятельности, изменяющихся в результате их изучения умений и навыков; навыки изобретательной активности, обеспечивающий формирование творческих данных личности; систему правил взаимоотношений к окружающему и друг к другу. Все это в целом создает усовершенствование разнообразных свойств личности, ее внутреннюю, поэтическую, эстетическую культуру, ее ценности и идеалы.
Педагогика же изучает содержание образования, его регулярность, характер и направления развития, занимается разработкой теории и методики воспитания, описывает его принципы, содержание, формы и методы.
На ранней ступени формирования человеческого общества образование выполнялось в процессе деятельности младшего поколения в жизни взрослых (производственной, общественной, ритуальной и игровой). Оно заключалось в усвоении жизненно – практической опытности и повседневных норм, которые передавались из поколения в поколение.
С осложнением труда и деятельности возросло количество знаний, умений, навыков, которые человек должен был усвоить. Это привело к тому, что воспитание стали выделять в особенную сферу общественной жизни. Все более значащую роль получает систематическое воспитание, главное назначение которого содержится в выборе системы знаний и их направленной передаче.
Благодаря формированию производственных отношений, воспитание становится одной из значимых функций страны. Ставя перед воспитанием задачи продуктивного формирования нужного для него типа гражданина, государство постепенно совершенствовало системы воспитания. Возникновение и формирование системы социального воспитания обусловили, начиная с XVII в. значительное становление науки о воспитании – педагогики и внимание к ее трудностям в ряде других наук. Стали появляться различные понятия воспитания (авторитарного, свободного, естественного, нового и др.), подготовленные на принципиально разных теоретических основах.
Одна из важнейших функция воспитания – передача нажитого человечеством опыта новому поколению – реализуется посредством воспитания. Образование является той стороной воспитания, которая содержит в себе систему научных и культурных ценностей, скопленных предыдущими поколениями. Через намеренно основанные образовательные организации, объединенные в цельную систему образования, производиться передача и освоение опыта поколений согласно целям, содержаниям, структурам благодаря специально подготовленных педагогов.
Буквально, слово “образование” обозначает образование образа, некую оконечность воспитания в соответствии со сформированным возрастным уровнем. В этом смысле образование истолковывается как итог изучения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.
В образовании существуют процессы, которые означают напрямую сам акт распространения и усвоения опыта. Это основа образования - обучение.
Обучение – процесс непосредственной передачи и изучения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого.
Как процесс обучение состоит из двух частей: преподавание, в ходе которого происходит передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, как изучение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.