Усиление глобализационных процессов, масштабы современной экспансии приводят к нивелированию национальных культур, актуализируют проблему необходимости сохранения национальных культур, мотивируют к становлению культурологического подхода как приоритетного в современной системе образования.
Современные подходы к пониманию культурологического подхода
В современной научной литературе единый подход к определению культурологического подхода отсутствует.
Ряд ученых понимает под данной категорией образовательно-воспитательный процесс как культурный процесс, протекающий в образовательной культуросообразной среде.
Другие исследователи интерпретируют культурологический подход как совокупность теоретико-методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, направленных на передачу и создание культурных ценностей в рамках образовательного учреждения.
Третьи понимают под данным подходом изучение личности в тесном взаимодействии с культурной моделью, в контексте ее культурного существования.
Основные положения культурологического подхода в педагогике
- обучаемый воспринимается как актор, субъект обучения, способный к культурному развитию и саморазвитию;
- педагог выполняет роль посредника между обучающимся и культурной моделью, знакомит его с культурной спецификой, ее уникальностью, самобытностью, оказывает поддержку в самоопределении личности, формировании системы культурных ценностей;
- образование выступает культурным процессом, в формировании которого активное участие принимают личные смыслы, коммуникативное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью достижения культурного саморазвитии;
- учебное учреждение представляет собой единое культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образцы, культурные события, осуществляется дальнейшее развитие культуры;
- реализация культурологического подхода направлена на подготовку специалиста – носителя национальной и профессиональной культуры.
В результате реализации данных положений осуществляется культурная идентификация личности обучающегося, осознание своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.
Практическая имплементация данного подхода в образовательно-воспитательный процесс полностью меняет представление об обучении как процессе, направленном на приобретение исключительно информационно-знаниевый, познавательных ценностей, существенно расширяет культурные основы образовательного процесса.
Основные требования культурологического подхода
- на уровне формулировки образовательных целей требуется повышение уровня сформированности профессиональной культуры, которая всегда характеризуется национальной маркированностью;
- на уровне содержания образования необходимым представляется усиление культурологической составляющей;
- на уровне педагогических технологий требуется внедрение форм, методов педагогического воздействия, направленных на деятельностное усвоение культурных ценностей, идеалов, образцов поведения и пр.;
- на уровне образовательного пространства необходимым представляется создание культуросообразной среды;
- на организационном, управленческом уровне требуется формирование корпоративной, организационной культуры образовательного учреждения.