Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культурологический подход в педагогике

Усиление глобализационных процессов, масштабы современной экспансии приводят к нивелированию национальных культур, актуализируют проблему необходимости сохранения национальных культур, мотивируют к становлению культурологического подхода как приоритетного в современной системе образования.

Современные подходы к пониманию культурологического подхода

В современной научной литературе единый подход к определению культурологического подхода отсутствует.

Определение 1

Ряд ученых понимает под данной категорией образовательно-воспитательный процесс как культурный процесс, протекающий в образовательной культуросообразной среде.

Другие исследователи интерпретируют культурологический подход как совокупность теоретико-методологических положений и практических организационно-педагогических мероприятий, направленных на передачу и создание культурных ценностей в рамках образовательного учреждения.

Третьи понимают под данным подходом изучение личности в тесном взаимодействии с культурной моделью, в контексте ее культурного существования.

Основные положения культурологического подхода в педагогике

  • обучаемый воспринимается как актор, субъект обучения, способный к культурному развитию и саморазвитию;
  • педагог выполняет роль посредника между обучающимся и культурной моделью, знакомит его с культурной спецификой, ее уникальностью, самобытностью, оказывает поддержку в самоопределении личности, формировании системы культурных ценностей;
  • образование выступает культурным процессом, в формировании которого активное участие принимают личные смыслы, коммуникативное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса с целью достижения культурного саморазвитии;
  • учебное учреждение представляет собой единое культурно-образовательное пространство, в котором воссоздаются культурные образцы, культурные события, осуществляется дальнейшее развитие культуры;
  • реализация культурологического подхода направлена на подготовку специалиста – носителя национальной и профессиональной культуры.
Замечание 1

В результате реализации данных положений осуществляется культурная идентификация личности обучающегося, осознание своей принадлежности к определенному этносу, культурной модели, принятие ее ценностей, встраивание в систему социальных отношений, специфика которых во многом обуславливается особенностями отдельных национальных культур.

«Культурологический подход в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Практическая имплементация данного подхода в образовательно-воспитательный процесс полностью меняет представление об обучении как процессе, направленном на приобретение исключительно информационно-знаниевый, познавательных ценностей, существенно расширяет культурные основы образовательного процесса.

Основные требования культурологического подхода

  • на уровне формулировки образовательных целей требуется повышение уровня сформированности профессиональной культуры, которая всегда характеризуется национальной маркированностью;
  • на уровне содержания образования необходимым представляется усиление культурологической составляющей;
  • на уровне педагогических технологий требуется внедрение форм, методов педагогического воздействия, направленных на деятельностное усвоение культурных ценностей, идеалов, образцов поведения и пр.;
  • на уровне образовательного пространства необходимым представляется создание культуросообразной среды;
  • на организационном, управленческом уровне требуется формирование корпоративной, организационной культуры образовательного учреждения.
Дата последнего обновления статьи: 04.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot