Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России

Педагогическая карьера К. Д. Ушинского

В середине $XIX$ века в России формируется педагогика действительно мирового масштаба, и первым таким педагогом стал К.Д. Ушинский $(1824–1870).$ Он стал поистине народным педагогом, точно так же, как Ломоносов – народным ученым, Суворов – народным полководцем, Пушкин – народным поэтом. Об этом писали многие последователи, высоко ценившие его труды и педагогические взгляды».

К. Д. Ушинский

Рисунок 1. К. Д. Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский закончил юридический факультет Московского университета, после чего сам становится преподавателем в Ярославском юридическом лицее. Но спустя всего два года он был уволен как вольнодумец. Именно после этого, недовольный своей новой должностью мелкого чиновника в системе образования, К. Д. Ушинский активно публикуется в различных педагогических и литературных журналах.

В 1859 году его назначают инспектором Смольного института благородных девиц. С именем К. Д. Ушинского связано его реформирование: был введён двухлетний педагогический класс, создан новый учебный план, в котором резко возросла роль русского языка, литературы и естественных наук. В $1861$ году К. Д. Ушинский издал хрестоматию по русскому языку под названием «Детский мир». Однако, несмотря на все заслуги и нововведения, он был уволен из-за обвинений в свободомыслии. После этого К. Д. Ушинский уезжает за границу, где изучает женское образование. Вернувшись на Родину в 1867 году, он посвящает себя научно-исследовательской работе.

Воспитательные принципы К. Д. Ушинского

К.Д. Ушинского с полной уверенностью можно считать основателем научной педагогики. Опираясь на идеи французских педагогов эпохи Просвещения, он провозглашает «антропологический принцип» связи общественных и частных психических явлений. Основу его педагогики в ещё большей степени составляет требование ее философского осмысления. Здесь можно выделить три принципа:

«Константин Ушинский – основатель научной педагогики в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • принцип народности образования,
  • принцип патриотического воспитания,
  • принцип трудового воспитания.

Основу для построения педагогической системы в целом, К. Д. Ушинский видел в концепции народности в воспитании. Эта идея получает развитие в его статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. К. Д. Ушинский понимал важность и неотъемлемость православия в русской народной культуре, поэтому выделяет три константы, которые отражают суть русского национального воспитания – христианская духовность, народность и наука.

К. Д. Ушинский

Рисунок 2. К. Д. Ушинский

Любой народ обладает своей собственной, уникальной системой воспитания, что находит отражение в реальном педагогическом процессе. Особое место занимает национальный язык. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяются творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее поля, горы и долины ». Поэтому К. Д. Ушинский призывал больше внимания уделять изучение русского языка в школах и создаёт для этого учебные пособия, такие как «Родное слово» и «Детский мир», которые остаются актуальными и на сегодняшний день.

Замечание 1

Высокий патриотизм можно сформировать только изучая историю и культуры своего народа. Воспитание, по мнению К. Д. Ушинского, напрямую зависит от исторического развития народа. Нельзя просто выдумать систему воспитания или заимствовать ее у других – нужно идти своим индивидуальным, творческим путем, ведь воспитание, основанное на народных началах, имеет намного большую силу, чем любая система, основанная на абстрактных идеях.

Трудовое воспитание также занимает очень важное место в развитии личности. Образование – это тяжёлый, бесконечный труд, и задача педагога – воспитать стремление и привычку к такому труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности . Среди факторов нравственного воспитания, К. Д. Ушинский выделяет личность учителя и его личный пример, поощрение, предупреждение, убеждение, педагогический такт. Также крайне необходимо взаимодействие семьи и школы в воспитании ребёнка.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимала дидактика, которую он разделил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Под обучением он понимал продвижение ученика от незнания к знанию. К. Д. Ушинский тщательно разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил конкретные правила к их реализации на практике. Успешность обучения, по его мнению, напрямую зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний. Полученные знания необходимо выстраивать в определённую последовательность, систему. Говоря о принципе прочности знаний, Ушинский отдаёт предпочтение активному повторению и упражнениям. Немало внимания он уделяет и принципу наглядности, призывая учитывать возраст детей – чем они младше, тем более наглядности необходимо использовать на уроке. Свои теоретические положения он выразил в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

К. Д. Ушинский был приверженцем классно-урочной системы, и основную роль отводил преподавателю, который обязан помогать воспитанникам в осмыслении усваиваемого материала. Большое внимание он уделял личности преподавателя, так как образ учителя навсегда сохраняется в памяти учеников и ведёт их по жизни.

К. Д. Ушинский настаивал на творческом подходе к обучению, требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Основным достоинством учителя он считал умение заинтересовать и вовлечь в работу всех учеников. Новым в педагогике было то, что перед педагогами он ставил задачу не только обучить воспитанников, дать им конкретные знания, но и развивать в них способности к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.

К. Д. Ушинского поистине можно считать отцом русских учителей. Учебники, созданные им, выдержали небывалый тираж, например, «Родное слово» переиздавалось $167$ раз. Его наследие включает в себя 11 томов. Педагогические идеи Ушинского оказали огромное влияние на последующее развитие русской педагогики. Приверженцами его теорий были Н. Корф, И. Паульсен, В. Стоюнин, В. Водовозов, Н. Бунаков, И. Ульянов (отец В.И. Ленина). Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело «скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot