Обоснование проекта интерьера учебного заведения
Профессионально-специфический интерес – это интерес к предметам, процессам труда, который характеризует основные функции трудовой деятельности, а также результаты, выражающиеся созданными продуктами, предоставляемыми услугами и пр.
В процессе проектирования и оформления интерьера учебного заведения необходимо учитывать и использовать информацию по теории дизайна. Теория дизайна называется иначе технической эстетикой, охватывающей широкий круг проблем, которые связаны с социальными, экономическими и эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, а также закономерностями формообразования изделия, включая принципы и методы творческой работы художника-конструктора.
Эстетическое совершенство изделия предполагает информационность его формы. Часто форма изделия помогает определить его конструкторскую основу, в связи с чем, информационную выразительность изделия обеспечивают технологические и декоративные свойства материалов, из которых их изготавливают. Характер поверхностей стен и потолков, например, несет особое значение. Фактура стен может быть выразительной, но вместе с тем подчеркивать сопоставимость отдельных элементов обихода. Зрительный обман восприятия затемненных участков наоборот будет выделять поверхностные предметы, а излишне яркие и заметные участки следует окрашивать в спокойные и уютные тона, которые не будут раздражать взгляд.
Еще одно действие при создании интерьера учебного заведения – определить свойства и принадлежность каждого элемента, способы их крепления, а на основании этого выбрать цвета стен, предметов обихода, что определяется функциональной значимостью. Это необходимо для того, чтобы интерьер не был скучным и одноликим.
Формы изделий должны быть соответствующими: зеркала, приборы освещения, арки делают угол обзора больше, чем существенно увеличивают объем помещения, а достигается такое визуальное увеличение объемов подходящей композицией цветов и форм.
Форма в дизайне может быть определена в качестве выражения внешнего вида, или стайлинга, изделия, основываясь на его внешнем содержании и назначении.
Форма – материальное понятие. Его определяет ряд свойств материи: объемность, характер расположения и движения в пространстве, геометрическое строение, вес, плотность, прочность.
Основываясь на свойствах материи, изделия по своей форме и конструкции приобретают композиционные закономерности.
Композиция – это построение целостного произведения, все элементы которого пребывают в тесном и гармоничном единстве.
В проекте интерьера учебного заведения к важнейшим формообразующим средствам композиции относят:
- Объемно-пространственную структуру, которая может быть достигнута через эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета и его внутреннего строения и внешнего пространства. Предмет взаимосвязи с внешним пространством – зеркала, дополняющие мысленное представление объемно-пространственной структуры.
- Тектоника – художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы, которое может быть достигнуто темными цветовыми тонами и светильниками правильной геометрической формы;
- Метр - тип строения формы, равномерное движение, состоящее из чередования одинаковых элементов, которое может быть достигнуто симметричностью элементов штор, стульев, мягкими уголками, абстракцией под композицией над письменным столом.
- Ритм представлен строением формы, равномерным, ускоренным и замедленным движением, чередованием элементов, которое может быть достигнуто общей взаимосвязью ученических парт с декором вокруг доски. Здесь могут применяться особенности психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета может быть получено в ситуации правильного чередования элементов, объемов и цветовых пятен, которые направляют движение взгляда.
- Колорит – представлен зрительным ощущением, соответствующим спектру света, который отражается и излучается через использование как очень ярких цветов и тонов, так и темных, которые подчеркивают серьезность и практичность элемента.
- Контраст – явление, когда ярко выраженные противопоставляемые формы имеют цвет, полученный введением контрастирующих элементов, например, темно-ореховый цвет стенда объявлений и серо-золотистый абажур с рельефом.
Иными словами, эти методы используются для выделения отдельных частей и избегания монотонности.
Нюансы приближающихся друг к другу элементов по сходству, достигаются посредством использования однотонных цветов, текстур и схожих материалов при создании картин и мягкого уголка, а также с этой целью может быть использована облицовочная плитка на полу.
Принципы построения композиции
Стоит обратить особое внимание на характеристики гармоничной формы, в соответствии с которыми осуществляют проектирование:
- органичная и целостная внешняя форма. Созданные изделия должны восприниматься в качестве единого целого, а все его части органично входят в это целое;
- пропорциональность и ритм предполагают, что все части и детали целого выстраиваются в определенный пропорциональный строй, предполагающий чередование определенного числа элементов;
- масштабность – основные ее признаки – контрастное отношение части к целому. Правильная масштабность достигается выбором размера соответствующего представлениям дизайнера и не нарушающим соотношение предмета и людей или окружения;
- пластичность – предполагает использование угловатых и округлых форм, которые получаются объемом, ограниченным плоскими и кривыми формами;
- динамичность и статичность – внешний облик отдельных элементов вызывает ощущение движения, а вид мягкого уголка может вызывать чувство покоя;
- легкость и масштабность – предполагает возникновение чувство воздушности при виде того или иного элемента, а форма стенда для объявлений – массивная, в которой чувствуется тяжесть внешнего облика.
Таким образом, в оформление интерьера школы можно заложить основы профессиональных интересов школьников, если использовать правильные акценты, содержащие указание на ту или иную профессию, и располагающие к их изучению.