Исторические предпосылки
Понятие интеграции появилось в педагогике в $80$-х годах прошлого века на этапе бурного развития взаимопроникающих процессов в различных сферах социальной жизни. К этому периоду времени данное понятие прочно закрепилось в научной и философской литературе.
Проблема интеграции обсуждалась педагогами давно и активно. Данная категория в педагогике является продуктом сложных диалектических трансформаций научного сознания, впитавшего в себя достижения культуры и опыт развития отечественного образования.
Практические попытки создать систему образования на интегрированной, проблемно-комплексной основе были сделаны Дж.Дьюи в США, а также Штацким и Рубинштейном в $20$-х годах в Советском Союзе. В нашей стране новое направление получило в нашей стране практическую реализацию и стало частью истории педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип организации обучения в ней заключался в «методе жизненных комплексов». Комплексный метод подразумевал интеграцию знаний из разных предметных областей вокруг одной общей проблемы. Это был первый практический опыт проведения учебного процесса на межпредметной основе. Но уже в $1931$ году этот эксперимент закрывают и подвергают резкой критике.
Согласно убеждениям идеологов новой школы, предметоцентризм и комплексность считались двумя взаимоисключающими друг друга дидактическими принципами. Традиционная школа представлялась частью старого мира и была призвана разделить его судьбу. Трудовая школа фактически оказалась вне педагогических традиций. Из выдающегося новаторского движения, которое было призвано вывести существующее образование на качественно новый уровень, она превратилась в средство его разрушения.
После $1931$ года процесс обучения проходит на предметной традиционной основе. Интеграция все больше оттесняется во внеклассную работу, где знания из различных областей знаний стихийно взаимопроникали и объединялись в детском творчестве.
С $1958$ года начинается новый виток интеграции – этап межпредметных связей. В это время они с точки зрения укрепления отношений между профессионально-техническими и предметными знаниями. В 70-е годы в центре внимания педагогов оказывается перспектива формирования и развития отношений между учебными дисциплинами. Педагогика этого периода отказалась от противопоставления предметоцентризма и интеграции между предметами.
Принцип межпредметности стремится к организации целостного учебного процесса, но, не отрицая предметоцентризм, а базируясь на нем. Межпредметность представляет собой средство развития предметности, стремление перевести образование на качественно новый уровень и сохранить положительное из прежнего. Рассмотрение межпредметности как принципа дидактики меняет характер педагогического мышления: явление преобразовалось в основание, производное стало производящим, а средство причиной. Противоречие между формой и новым содержанием привело к смене формы, при этом в $80$-х годах понятие межпредметных связей уступило место понятию интеграции. В $90$-х годах прошлого века движение по созданию интегрированных курсов достигло апогея.
Психолого-педагогическая основа интегрирования
Человеческая природа интегральная в своей сущности, интегральность в человеке заложена изначально. Соответственно, интеграция является естественным способом познания себя и окружающего мира.
Абстрактное мышление у старшеклассников преобладает. Высшей степенью развития мышления в данном возрасте является мышление теоретическое. Интегрирование формирует целостную картину мира, учит видеть все явления в их взаимосвязи и противоречивости одновременно. При этом личность, охватывающая больший круг разнообразных явлений, подступает ближе к истине, но параллельно, увеличивая область непознанного.
Педагог при интеграции на уроке различных предметов, должен обязательно учитывать противоречия заключенные в сущности познания и для преодоления стандартов мышления опираться в своей практике на константное и вариативное, случайное и закономерное, интуитивное и ясное, находить меру их взаимодействия. Обобщенные знания об окружающем мире дают возможность правильно в нем ориентироваться.
Цели интеграции
При реализации принципа интеграции в образовании цель заключается в том, чтобы не только показать области соприкосновения учебных дисциплин, но и через их органическую связь дать представление о единстве окружающего мира.
Результатом интегрированного обучения является развитие творческого мышления обучающихся детей.
Социальное значение интеграции заключается в овладении совокупными знаниями, избавляющих детей от однородности развития.
Формы интеграции
Современное образование предусматривает преподавание интегрированных курсов, в частности естествознания и элективных курсов.
Самой распространенной формой реализации интеграции являются интегрированные уроки, которые проводятся разными учителями предметниками, но по общей программе интеграции.
Классификация интеграции
Возможные виды интеграции:
- горизонтальная интеграция, которая заключается в объединении подобного материала в различных учебных предметах;
- вертикальная интеграция, которая заключается в объединении в одном предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на различном уровне сложности.