Понятие гуманизма в педагогике
Гуманизм представляет собой целостную концепцию человека как наивысшей ценности в мировом масштабе. Основным положением данной концепции является защита личностного достоинства, признание прав человека на счастье, свободу, развитие, проявление способностей.
Гуманизм – это совокупность ценностей и идей, которые утверждают значимость человеческого бытия и отдельной личности. В качестве системы ценностных ориентиров и установок гуманизм является общественным идеалом.
Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий, которая представляет воспитанника как сознательного, равноправного, активного участника учебно-воспитательного процесса, который развивается в соответствии со своими возможностями.
Каждый ребенок рождается особенным, не похожим на других. Но для получения посильного развития, достижения его максимально возможного уровня, определения своего место в жизни к нему на помощь приходят педагоги. Если природосообразная педагогика не требует приспособления к ребенку, то гуманистическая педагогика ставит ребенка в центр отношений и организует процесс так, чтобы он получил максимальное развитие.
Гуманистическую педагогику называют еще инновационной. Это инновация скорее для нашей страны. Западные системы достаточно давно начали движение в сторону гуманистической ориентации педагогики и поэтапно трансформируются в систему новых отношений педагог-ученик.
С точки зрения гуманизма цель воспитания заключается в том, чтобы каждый ребенок мог стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения, свободной личностью. Степень гуманизации процесса воспитания определяется тем, насколько данный процесс создает возможности для самореализации личности, раскрытия природных задатков, формирования творческих начал и ответственности.
Признаки гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика ориентирована, прежде всего, на личность. Отличительными признаками гуманистической педагогики являются:
- смещение приоритета с овладения информацией и формирования навыков на развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и иных сфер личности;
- концентрация усилий на формировании действующей, самостоятельно думающей, свободной личности;
- обеспечение организационных условий, способствующих успешной смене ориентации учебно-воспитательного процесса.
Роль педагога в гуманистической педагогике
Гуманизация процесса обучения и воспитания предполагает отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на человеческую личность, переход к педагогике личностно-ориентированной, придающей огромное значение личностной свободе и деятельности учеников. Гуманизировать данный процесс - значит создать условия, в которых нельзя не учиться, нельзя остаться равнодушным участником воспитательного процесса или сторонним наблюдателем жизни.
В условиях гуманистической педагогики требуется приспособление педагога и образовательных учреждений к учащимся, обеспечение психологической безопасности и атмосферы комфорта.
В педагогике, ориентированной на гуманизм, педагог должен разбудить внутренние силы человека для решения его проблем, а не пытаться решать их за него. Отказаться от навязывания воспитаннику готовых решений, а стимулировать его личную работу по личностному росту и изменению. Целью воспитания и обучения должно быть не приобретение знаний как набора фактов и теорий, а изменение личности в результате учения самостоятельного. Учение, в котором ученик сам заинтересован, когда происходит не просто накопление фактов, а изменение личности ученика, его поведения и Я-концепции, можно назвать значимым для человека учением.
Методами воспитания в гуманистической педагогике являются обсуждение ситуаций, дискуссии, анализ, разрешение конфликтов, ролевые игры. Учеными гуманистической школы предлагаются следующие приемы в общении с ребенком: активное слушание, любовь к ребенку, высказывание, положительное внимание, физический контакт, контакт глаз.