Философские основания педагогики
Сегодня сосуществуют самые разные философские течения, которые служат методологией для различных наук о человеке, в том числе и педагогики. Это, в первую очередь, экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм и диалектический материализм.
Экзистенциализм. Его главными представителями были Н.А.Бердяев, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Э.Брейзах, А.Камю, П.Тиллих. Главное понятие в экзистенциализме — экзистенция (существование). Для философов этого направления окружающий мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отвергают наличие беспристрастного познания и объективных истин. Наружный мир таков, каким его видит внутреннее "Я" каждого.
Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, ее отчуждение, утерю ей своего своеобразия. Выход из этого они видят в том, что индивид обязан создавать сам себя. Потому и цель школьного обучения состоит в том, чтоб научить подростков создавать себя как личность. Отрицая конкретные познания, экзистенциалисты выступают против учебников и программ в школе. Преподаватель обязан дать воспитаннику совершенную свободу в усвоении познаний, так как важность познаний ориентируется тем, насколько они важны для определенной личности. Воспитанник сам описывает значение явлений и вещей. Но ведущую роль играет не ум, а ощущения, вера, мечта.
Неотомизм — это учение, берущее начало от средневекового философа Фомы Аквинского, который для усиления влияния церкви на людей принимал разум как средство подтверждения церковных догм.
Неотомисты отдают ведущую роль в воспитании религии. В трудах М.Адлер, Ж.Маритена, М.Казотти, У.Канин-гхэма содержится резкая оценка падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на подъем преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и отходе от "досознательного", в котором пребывают источники счастья, любви, свободы. Потому система обучения и воспитания должна быть ориентирована на формирование "досознательного" стремления приблизиться к Всевышнему.
На рубеже XIX — XX вв. возникает новое философское направление - позитивизм. Для его сторонников, характерна абсолютизация природных наук и способов, используемых ими. Для позитивистов верным считается лишь то, что получено с помощью количественных методов. Неопозитивизм занял видное место в прогрессивной философии. Слабые стороны педагогики неопозитивисты видят в том, что в ней преобладают напрасные мысли и абстракции, а никак не настоящие факты.
Прагматизм как направление в философии возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы становления науки и индустрии подорвали основы идеализма, который уже не имел возможности противостоять материализму. Основоположники прагматизма заявили о разработке новой философии, стоящей за пределами идеализма и материализма. Ведущие понятия в прагматизме — "опыт", "дело" (греч. "прагма"). Познание реальности они сводят к личному опыту человека. Для них нет беспристрастного научного познания.
Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Его считают основоположником прагматической педагогики. В педагогических трудах Дж.Дьюи, осуждая старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важных основ обучения и воспитания: формирование активности детей; побуждение энтузиазма и др.
Дж.Дьюи объявил личный опыт ребенка основой учебного процесса. Целью воспитания он видит процесс "самовыявления" данных ребенку от рождения инстинктов и предрасположенностей.
Диалектический материализм - философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления, зародилось в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., в особенности в государствах социализма. Крупнейшие представители — К.Маркс и Ф.Энгельс.
Основные положения диалектического материализма можно свести к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно появляется в итоге становления материи и считается его продуктом; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы; все вещи и явления пребывают постоянном движении и развитии.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных взаимоотношений. Ее формирование детерминировано наружными жизненными обстоятельствами и естественной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет образование, представляющее собой социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека пребывают в согласье: личность проявляется и создается в деятельности.
Антропологические основания педагогики
При решении проблем целей, путей и сущности обучения и воспитания педагоги исходят из природы ребенка. Поэтому содержание и структура антропологического фундамента педагогики считаются важным фактором дифференциации педагогических течений.
Опытническое движение берет за основу руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя внутри разворачивающихся неожиданных сущностных сил.
Социологическое движение природу человека считает практически полностью производной от общества. Личное сознание — от корпоративного сознания.
Теологическая педагогика основывается на учении о человеке как образе и подобии Божьем.
Антропологическое течение в педагогике отличается многофакторным подходом к процессам становления личности.
Педагоги-антропологи изучат взаимодействие биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности.
Представители антропологического течения преднамеренно и умышленно базируют собственные посылки на данных человековедения.
Педагогическая антропология нацелена на выяснение и понимание человека как воспитателя и воспитуемого. Исходя из данного познания и осмысливания дать практически направленные советы.
Педагогическая антропология снабжает педагога, учителя, наставника познанием о них самих и их воспитанниках, а также находящихся вокруг них людях, их типах и жизнедеятельности.
Законы индивидуального и массового становления, которые исследует педагогическая антропология, становятся основанием педагогической практики — как педагогического совета, так и предостережением об опасностях.
Психологические основы педагогики
Педагогика исследует условия и закономерности формирования психических новообразований под действием воспитания и обучения.
Психика – это качество высокоорганизованной живой материи, заключающееся в функциональном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины данного мира и регуляции на этой базе поведения и деятельности.
Владея своим объективным существованием, психика обладает собственной структурой - вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной относятся: сознание, коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное. К горизонтальной – психические процессы, состояния, свойства.
Сознание — это высшая, характерная лишь человеку форма отображения объективной действительности, способ его отношения к миру и к лично себе, который представляет собой целостность психических действий, деятельно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его личного бытия и ориентируется не непосредственно его узкой организацией (как у животных), а приобретаемыми лишь через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Кроме сознания у человека имеется также бессознательное. Это те процессы, состояния, свойства, которые никак не осознаются человеком.
Бессознательные явления, вместе с предсознательными управляют поведением, хотя их функциональная роль различна. Сознание управляет наиболее трудными формами поведения, которые требуют неизменного интереса и намеренного контролирования.
Подобного рода ситуации возникают перед людьми постоянно, потому сознание как высший орган психической регуляции поведения непрерывно присутствует и работает. Наравне с ним почти все поведенческие акты исполняются на уровне пред- и бессознательной регуляции.
С помощью познавательных процессов человек приобретает и осмысливает информацию, отображающий беспристрастный мир, преобразует его в собственный индивидуальный образ. Чувства, представления, восприятия, память, мышление, составляют познавательные процессы.
В психологии эмоциями именуют процессы, отражающие собственную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Впечатления, ощущения служат для отображения субъективного отношения человека к самому себе и к находящемуся вокруг его миру.
Проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, впечатления, ощущения, настроения, стресс. Одним из более популярных в наши дни видов аффектов считается стресс. Он представляет собой состояние чрезвычайно мощного и долгого эмоционального напряжения, которое появляется у человека, когда его нервная система получает психологическую перегрузку.
Иногда однажды пережитый мощный страх в какой-либо ситуации укрепляется, делается хроническим – появляется фобия на установленный круг обстановок либо объектов. Воля - это сознательная регулировка человеком собственного поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних преград.
Личность – не только объект общественных взаимоотношений, но и функциональный субъект деятельности, сознания, общения, самосознания. Личность не дана от рождения, а возникает в результате культурного и общественного становления.