Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Джон Дьюи, американский философ, один из ведущих представителей прагматизма
Содержание статьи
Определение 1

Джон Дьюи По данной теме мы уже выполнили эссе Эссе Дьюи подробнее – один из популярнейших философов США, представитель прагматизма, педагог.

Биография Дьюи

Джон Дьюи родился в 1859 году в Берлингтоне, штат Вермонт, США, в семье владельца табачной фабрики. Он был младшим ребенком в семье, его старший брат погиб вскоре после его рождения, а средний стал известным экономистом.

Образование Дьюи получил в Вермонтском университете, где особенно интересовался философией эстетики. После его окончания занимался преподавательской деятельностью в Пенсильвании, в частной школе. В местном журнале он выпустил свою первую статью на философскую тему, которая была благосклонно принята местным сообществом. Первый успех определил направление всей его дальнейшей деятельности.

Для занятий философией он решает продолжить образование и переезжает в Балтимор, чтобы поступить в университет Джона Хопкинса. Среди местных преподавателей на него наибольшее влияние оказывают экспериментальный психолог Г.С. Холл и гегельянский По данной теме мы уже выполнили реферат философия гегеля подробнее философ Дж. Моррис.

После окончания университета Дьюи отправляться на преподавательскую деятельность в Мичиганский университет где знакомится с множеством других молодых философов, в том числе с будущим соавтором Тафтсом, а также Дж. Мидом. Позже вместе с Мидом он переходит в только что открывшийся Чикагский университет.

В это время он начинает увлекаться прагматической философией, которая оказывает воздействие и на его педагогическую деятельность. Для реализации собственных задумок он создает в Чикагском университете экспериментальные лаборатории. В 1899 году Дьюи избирают президентом Американского психологического общества. Однако он вступает в конфликт с руководством университета и вынужден покинуть его.

Готовые работы на аналогичную тему

Дьюи находит новое место в Колумбийском университете где преподает психологию. Здесь он занимается как философскими, так психологическими и педагогическими изысканиями. В 1930 году Дьюи прекращает преподавательскую деятельность, но продолжает писать до самой смерти.

Философ был дважды женат и имел от первого брака шесть детей. Дьюи умер в 1952 году.

Философия прагматизма

Замечание 1

Д. Дьюи в рамках своей философской концепции разрабатывал центральное понятие прагматизма, а именно опыт. Сам Дьюи называл себя радиальным эмпиристом, поскольку не только ставил опыт в качестве основания человека, но также распространял его на все сферы жизни человека и общества, а не только на познание.

Жизнь по мнению Дьюи представляет собой процесс накопления опыта и изменения собственного сознания под воздействием этого опыта. Именно опыт определяет жизненную ситуацию человека, его взгляд на окружающий мир, способность совершать те или иные действия. Целью же существования человека является достижение благ. Блага являются вполне конкретными и измеряемыми, в частности:

  • здоровье,
  • богатство,
  • честь,
  • дружба,
  • общественное признание,
  • образованность,
  • справедливость.

При этом человек стремится не к благам как таковым (как к абстрактным категориям), а к их численному выражению, поскольку только оно может быть отражено в опыте, и повлечет за собой его изменение. В связи с этим Дьюи с одной стороны говорит о пользе, как главном критерии истинности и моральности (знаний, поступков, суждений и т.д.), а также о социальной реконструкции как одном из главных способов развития человека.

Под социальной реконструкцией Дьюи понимает такое развитие общества, при котором доступность благ для каждого человека будет возрастать, равно как и справедливость их распределения. При этом Дьюи указывает, что такое общество может быть только демократическим, а частная собственность является его фундаментом, и ее число должно расти, впрочем, как и доступность.

Рассматривая вопросы познания Дьюи с прагматической точки зрения указывает на то, что поскольку человек в процессе познания руководствуется достижением пользы, которая крайне субъективна, т.е. представляется каждому человеку по-своему, то философия не может говорить о существовании единственно-верного способа познания. Напротив, для каждой ситуации и проблемы существует свой, наиболее адекватный условиям и целям способ. При этом он опровергает знаменитое утверждение Макиавелли о том, что «цель оправдывает средства». С точки зрения Дьюи, напротив, цель всегда соответствует средствам. И если для самой благой цели были выбраны аморальные или незаконные средства, то и сама цель будет аморальна, так как придет в соответствие с ними.

Познание, равно как и решение проблем, в каждом конкретном случае требует собственного метода, который складывается в результате определенной последовательности действий субъекта, которая может быть выражена в виде алгоритма:

  • ощущение затруднения и поиск проблемы,
  • формулирование и уточнение проблемы,
  • формирование гипотез по ее решению,
  • критическая оценка и моделирование результатов,
  • экспериментальная проверка и оценка итогов деятельности.

Педагогические идеи Дьюи

Философия прагматизма нашла свое отражение и в педагогической практике и теории Дьюи. Философ рассматривает опыт как основание, способ и конечную цель развития личности, при этом он признает только реальный опыт, т.е. такой который был осуществлен человеком самостоятельно, в то время как чужой опыт усвоенный абстрактно остается для человека лишь догадкой.

На этом основании стоится прагматическая педагогика. Ее центральной задачей становится личностный рост ученика, накопление им практического опыта, в первую очередь связанного с социальным взаимодействием, трудовыми навыками, способностью разрешать проблемные ситуации. При этом Дьюи указывает, что школа должна идти от ученика, т.е. подстраиваться под его индивидуальные интересы и способности.

Усвоение общей базе знаний, формирование логики абстрактного мышления в инструментальной педагогике отходит на второй план и рассматривается как подобный продукт интеграции всего накопленного за школьный курс опыта на последних годах обучения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владимир Ерохин

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис