Деятельность и деятельностный подход
Деятельность – это базовая основа, средство и главное условие развития человеческой личности. Этот порождает необходимость реализовывать в педагогической практике деятельностный подход.
Деятельность представляет собой преобразование человеком окружающей действительности. Начальной формой данного преобразования является труд. Вся материальная и духовная человеческая деятельность является производной от труда и несет в себе его основную черту - творческое преобразование окружающей действительности. Преобразуя свое окружение, человек преобразует тем самым самого себя, проявляясь при этом в качестве субъекта своего развития.
При деятельностном подходе исследуемый объект рассматривается в рамках системы деятельности: ее зарождения, эволюции и развития. Деятельность в качестве формы человеческой активности является основной категорией деятельностного подхода.
Огромное значение деятельностного подхода очень аргументировано показал в своих трудах А. Н.Леонтьев. Он писал, что для овладения достижениями культуры новое поколение должно реализовать деятельность, схожую с той, которой эти достижения обязаны. Поэтому для подготовки детей к самостоятельной жизни и деятельности, следует вовлечь их в эти виды деятельности, организовав полноценную в нравственном и социальном смысле жизнедеятельность.
Структура и реализация деятельностного подхода
Деятельность обладает свое психологической структурой:
- цель;
- мотив;
- непосредственные действия;
- условия и средства реализации действия;
- результат.
При реализации деятельностного подхода в педагогике нельзя упускать ни один из структурных элементов. В противном случае, воспитанник перестает являться субъектом деятельности или выполняет ее не системно. Ученик может освоить содержание образования только при условии, что у него есть активно-положительная мотивация и внутренняя потребность такого освоения.
Деятельностный подход требует специальной сложной работы по организации деятельности ребенка, по переводу ребенка в позицию субъекта общения, познания и труда. Для этого необходимо обучить его целеполаганию, планированию и организации деятельности, самоанализу и способам оценки результатов своей деятельности.
Деятельностный подход применительно к изучению формирования личности ребенка означает, что общение, игра, учение являются основными факторами его становления и развития. При этом главными педагогическими требованиями к организации процесса воспитания являются:
- определение содержания деятельности;
- перевод ребенка в позицию субъекта познания, общения и труда.
Для реализации преобразования человеку требуется изменить идеализированный образ своих действий и замысел самой деятельности. Для этого он использует мышление, от уровня развития которого зависит степень свободы и благополучия человека. Осознанное отношение к окружающей действительности дает возможность человеку реализовать функцию субъекта деятельности, который активно преобразует мир и себя самого посредством овладения общечеловеческой культурой и самоанализа результатов деятельности. Преообразовательная деятельность подразумевает не только идеализацию, но и реализацию замысла. Это является фактором развития рефлексивных способностей у человека, которые направлены на самоанализ и самооценку, коррекцию деятельности и взаимоотношений с социумом.
Деятельностный подход противостоит неактивному и вербальному учению, догматической передаче готовой информации, монологичности словесного преподавания.