Профессия педагога – одна из профессий, которая требует огромных энергетических затрат. Проблема сохранения психического здоровья педагога стоит довольно остро. Требования к педагогу со стороны родителей, администрации, коллектива завышены. Творческий подход, научная деятельность и новаторство сегодня требуются с педагога как должное.
Увеличивается учебная нагрузка и вместе с тем и психическая. Ситуация такого характера приводит к профессиональной деформации педагога. Другими словами личность начинает меняться в профессиональной деятельности.
Деформация личности- измения, которые нарушают целостность индивидуума.
Профессия неизменно откладывает отпечаток на личность человека. В процессе освоения профессиональных навыков, одни качества подавляются,а другие наоборот процветают. Если профессиональные изменения начинают нарушать целостность личности, то такие измения называют деформациями.
Причины деформации педагогов
Причины профессиональной деформации:
- Задержанный родительский инстинкт.
- Стойкость психологических идеалов. Боязнь сменить рабочий коллектив.
- Необходимость взаимодействия педагогов различных возрастных групп
- Нет зримых результатов труда.
- Психологическая незащищенность.
- Ненормированный рабочий день (нельзя работать на 2 ставки, выходить в выходные дни и т. д.)
- Отсутствие культуры отдыха
- Низкая заработная плата
- Низкая увлеченность членов семьи (педагог мало уделяет внимания семье)
- Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога.
Возрастные этапы педагогической деятельности
Педагогическую деятельность можно разделить на пять этапов:
- 1 этап – первые пять лет работы – это адаптация к условиям образовательного учреждения. У выпускника достаточно теоретических знаний, он гибко приспосабливается к изменениям, открыт новшествам. Но при всем при этом недостаточно практического опыта, не сформированы личностные качества, которые профессионально значимы, использование дисциплинарных мер воздействия на детей.
- 2 этап - от 6 до 10 лет. Характеризуется стабильностью в профессиональном плане. Расширяется опыт в применении методик и технологий преподаваний. Появляются первые признаки деформации личности.
- 3 этап – от 11 до 15 лет. Педагогический кризис. Противоречие между возможностями и желанием изменений.
- 4 этап от16 до 20 лет. Кризис самосознания.
- 5 этап от 21 до 25 лет. Сформированы все значимые качества преподавателя. Однако появляется невосприимчивость к новому, напряженные взаимоотношения с коллегами. Происходит эмоциональное сгорание.
В педагогическом коллективе очень высок процент разводов. В результате перенапряжения происходит процесс защиты организма. Проявляются симптомы эмоционального выгорания:
- Депрессия
- Бессоница или же наоборот сонливость. Физиологические расстройства пищеварения.
- Зависимость
- Изменения личности
- Чувствительность
- Утрата интереса к профессиональной деятельности
- Болезненность
В качестве предупрежления эмоционального выгорания необходимо позитивно относиться к жизни, не переутомляться и легче относиться к своей нелегкой профессии.
При возникновении первых признаков эмоционального выгорания достаточно просто немного отойти от работы и увлечься чем нибудь отвлеченным. В идеале просто уйти на больничный или в отпуск. Поддержка близких людей очень важна. Психологические и личностные тренинги могут выступить отличной диагностикой психического состояния.