Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы исследования профессиональных деформаций педагогических работников образовательных учреждений

Все предметы / Психология / Методы исследования профессиональных деформаций педагогических работников образовательных учреждений

Сущность понятия «профессиональная деформация»

В настоящее время проявляется особый интерес к исследованиям профессиональных деформаций работников. Одним из важных направлений исследования данной проблемы является изучение профессиональных деформаций педагогов. Учителя, преподаватели, воспитатели большую часть рабочего времени проводят во взаимодействии с людьми. Постоянный стресс, межличностные конфликты, большое количество задач и множество других факторов влияют на поведение, психическое и эмоциональное состояние педагога.

Определение 1

Профессиональная деформация – это полные или частичные изменения, которым подвергается личность.

Эти изменения касаются поведения, коммуникаций, ценностей, принципов, мыслительной деятельности и т.д. Длительное влияние факторов профессиональной деятельности ведет к формированию вышеперечисленных изменений личности. Различия в проявлении профессиональной деформации проявляются в степени ее интенсивности, а также сроке ее наступления. На них оказывают влияние стаж работы, индивидуальные особенности психики человека, уровень самоактуализации и т.д.

Признаки профессиональной деформации педагогов и причины ее возникновения

Причины возникновения эмоционального выгорания педагога разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:

  • Уровень ответственности педагога за результаты трудовой деятельности. Предполагает, что педагог несет ответственность за усвоение знаний, эмоциональное и психическое состояние обучающихся;
  • Большие нагрузки. Очевидным является факт, что средняя величина рабочей недели учителя выше, чем установленная в стране, что в итоге формирует один из эмоциогенных факторов;
  • Большое количество реформ и нововведений в системе образования. В процессе трудовой деятельности педагоги сталкиваются постоянно изменяющимся требованиями и бесконечными проверками. Зачастую они реагируют на это смятением, агрессией, безразличием и снижением мотивации;
  • Особые требования ко всем аспектам трудовой деятельности. Педагог должен обладать знаниями, умениями, определенными личностными качествами. Ключевыми аспектами личности педагога является самоконтроль и самоанализ. Как правило, принято считать, что педагог должен быть дружелюбным с обучающимися, готовым помочь осваивать учебный материал, обладать навыками психолога;
  • Феминизированность профессии. Согласно статистическим данным, женщины в три раза чаще мужчин страдают психическими болезнями и больше подвержены стрессу;
  • Семейные и личные проблемы. К ним относят загруженность домашними делами, проблемы с жильем, дефицит внимания семье, низкая заработная плата и т.д.;
  • Индивидуальные личностные качества. Существует определенные факторы индивидуальности, которые предрасполагают или препятствуют развитию психологической усталости педагогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо описанных причин, следует учесть такие факторы, как переутомление, хроническая усталость, дефицит сна и т.д.

При возникновении первых признаков профессиональной деформации педагогу следует сразу обратиться к специалисту.

К признакам профессиональной деформации относят:

  • Доминантность. Как правило, она характерна сотрудникам данной сферы, имеющим стаж работы более 10 лет. Проявляется она в виде реализации властных функций, таких как наказывать, требовать, контролировать, оценивать;
  • Педагогическая агрессия. Представляет собой злоупотребление педагогом карательными мерами воспитания и требованиями к подчинению, а также резко негативное отношение к ученикам с плохой успеваемость или поведением;
  • Социальное лицемерие. В обществе принято, что педагог должен иметь высокие моральные и нравственные ценности и широко их распространять. Это приводит к тому, что с годами педагог становится неискренним;
  • Педагогическая индифферентность. Проявляется в виде равнодушного отношения к личностным особенностям обучающихся, а также снижением эмпатии. Педагогическая индифферентность является последствием накопления эмоциональной усталости и пережитого негативного опыта;
  • Неадекватная самооценка. Предполагает два типа проявления. Первый связан с завышенной самооценкой педагога. Он воспринимает себя как всезнающего специалиста. Второе проявление чаще характерно для стрессовых ситуаций, когда самооценка занижена. Педагог в таком состоянии склонен к самообвинению и самобичеванию;
  • Дидактичность. Она проявляется в чрезмерном стремлении педагога объяснить что-либо или поучить за пределами работы. Например, в семье или неформальной коммуникации;
  • Развитие консерватизма. Связано с тем, что педагог постоянно работает с одним и тем же материалом, использует в работе одни и те же методики обучения и воспитания. Это может привести к тому, что у педагога формируется негативное отношение к нововведениям и инновациям;
  • Некомпетентность. Снижение уровня заинтересованности и мотивации приводит к отсутствию развития личностных и профессиональных качеств. Таким образом, компетентность специалиста падает.

Исследования профессиональной деформации педагогов

Для исследования профессиональной деформации применяют методы диагностики эмоциональных состояний, личностной и ситуативной тревожности, эмоционального выгорания, депрессии и т.д. Также активно применяется самоанализ и групповое обсуждение.

Помимо диагностических методов, используются практические методики, направленные на установление причин и условий развития профессиональной деформации. Как правило применяют групповое, индивидуальное консультирование, а также психокоррекцию.

Изучение проблемы профессиональной деформации педагогов является актуальным направлением в современное время, так как в данном вопросе важна своевременная диагностика, а также проработка методов преодоления профессиональной деформации. Преодоление профессиональной деформации ведет к личностному и профессиональному росту педагога, улучшает психоэмоциональное состояние, помогает развиваться в направлении самопознания.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис