Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Метод диагностической беседы: теория и практика

Все предметы / Психология / Метод диагностической беседы: теория и практика
Определение 1

Диагностическая беседа в психологии — это способ получения сведений о психических свойствах или особенностях человека, при котором специалист выясняет динамику жизненного пути клиента на основе речевых коммуникаций с ним.

Основа диагностической беседы

Базовые профессиональные навыки психолога включают умение слушать собеседников и осуществлять беседу. Основой любой беседы, включая диагностику, является вербальная коммуникация. Умение вести беседу считается искусством. Оно состоит из знания закономерностей ее протекания, понимания структуры и содержания вопросов, порядка их постановки, умения планировать разговор и настраивать собеседника на открытый диалог.

Применение беседы в диагностической работе на первом этапе дает возможность сформировать большой пласт психологических сведений. Они включают:

  • Установки,
  • Личностные мотивы,
  • Аспекты актуальной жизненной ситуации,
  • Функциональное состояние клиента и др.

В качестве метода беседа, по аналогии с наблюдением, не обладает существенными возрастными ограничениями. Ее используют в процессе исследования дошкольников, школьников, подростков и старших возрастных групп. В этом состоит неоспоримое достоинство метода беседы.

Помимо этого, специалист получает возможность более точно и чутко реагировать на изменение состояния лица. Он может принять к вниманию характер обратной связи, гибко меняя стратегию и манеру ведения коммуникации. Живое и партнерское общение в виде непосредственной передачи информации помогает получить целостную картину личности, понять сложность и индивидуальность каждого конкретного клиента.

Практика использования диагностической беседы

Замечание 1

Диагностическая беседа имеет большое значение в процессе установки контакта с человеком. Она предваряет любое психодиагностическое обследование, поэтому навык осуществления беседы относят к базовым профессиональным навыкам в работе психологов.

Готовые работы на аналогичную тему

Диагностическая беседа выступает в диагностическом обследовании как основной метод сбора диагностической информации. На практике примером такой беседы может быть стандартизированная беседа, помогающая выявить мотивацию к школьному обучению у старших и младших дошкольников.

Беседа может играть роль дополнительного метода, который обогащает информацию, полученную при использовании других методик. Так, например, в процессе осуществления модифицированной версии методики Дембо- Рубинштейна «Лестница», которая применяется для диагностики самооценки ребенка, беседу органично встраивают в саму процедуру диагностики. Более того, применение данной методики без предварительной беседы не допускается, так как в таком случае может нарушаться процедура проведения и происходит потеря важной диагностической информации (например, показатели самооценки, ценности и личностный смысл понятий).

Для понимания широты и многообразия метода диагностической беседы, рассматривается его типология. В качестве критериев для определения типа выступают аспекты планирования беседы и строгость соблюдения правил проведения.

Стандартизированная беседа является наиболее строгим вариантом. При ее осуществлении четко определяются цели и перечень вопросов. В этом случае активность полностью находится на стороне психолога, проводящего диагностику. При ее проведении не допускается вносить изменения, добавлять, убирать какие-либо вопросы.

В ходе стандартизированной беседы диагносты заранее должны определять информационные блоки в структуре разговора, включая их последовательность. Этот тип беседы используется при опросе большого числа респондентов (например, школьный класс или трудовой коллектив) по одной теме.

Специфика частично-стандартизированной беседы состоит в том, что специалист по диагностике придерживается заранее определенной стратегии. В этом случае предусматривается более гибкая манера ведения диалога. Диагност имеет возможность поменять вопросы местами, сделать те или иные поправки.

Стратегия свободной беседы заключается в определении стратегии в самом общем виде. Для нее характерна совершенно свободная манера ведения, поскольку диагност не готовится предварительно и ориентируется в ходе беседы, учитывая ответы обследуемого лица.

Незапрограммированная (неуправляемая) беседа считается вариантом психоаналитической беседы. Здесь сам клиент решает то, о чем именно говорить и насколько подробно рассказывать свою ситуацию. В этом случае инициатива и активность находится полностью на его стороне.

Особенности проведения беседы

Основными задачами первого этапа беседы являются:

  • Знакомство с целями обследования,
  • Настрой клиента на коммуникацию,
  • Ознакомление с условиями и правилами работы.

На этой стадии важно установить контакт и получить информацию о том, кто выступает инициатором встречи. Если инициатор — это сам психолог, то на этой стадии психолог разъясняет тематику предстоящей коммуникации, стремясь пробудить интерес и выработать у собеседника позитивную мотивацию.

В ходе диагностической беседы важно сообщить об условиях анонимности, длительности сеанса, о возможном последующем использовании полученной информации. На практике случается, что родители могут выступать в качестве инициаторов беседы, приводя на встречу своего ребенка подросткового возраста. В этой ситуации сам ребенок может быть абсолютно не настроен на диалог, но родителям прекословить не может. В этом случае диагносту уже труднее установить контакт

К психодиагностической беседе с детьми предъявляются высокие требования. Здесь важно учесть фактор времени. Например, если в ходе первой встречи ребенок не раскрылся, то необходимо дать ему почувствовать, что результат получен, выражая надежду, что в следующий раз будет лучше.

Если встреча происходит по инициативе самого клиента, которому необходима профессиональная консультация, то диагносту важно показать готовность к сотрудничеству, толерантность к позиции и взглядам собеседника.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис