Особенности гражданско-политического воспитания
Земля – единая экологическая система, с растущими и расширяющимися экономическими, политическими, культурными взаимосвязями всех стран. На фоне всеобщей глобализации происходит обострение противоречий, которые с целью сохранить планету и человеческую цивилизацию, должны решаться политическими средствами мирным путем.
В преодоление глобальных противоречий, свой вклад должны внести школа и педагоги всех стран, вне зависимости от их общественного строя и политической системы, национальных различий и отношения к религии.
Суть общечеловеческих аспектов гражданско-политического воспитания предполагает формирование у детей понимания одинаковой значимости для любого народа сохранения мира, разоружения, решения экологических проблем, защиты и сохранения мировой культуры, экономического, научного и культурного сотрудничества. Для школы и педагогики в целом общечеловеческое воспитание в качестве составной свой части включает гражданско-политическое воспитание, определяемого гуманизмом научного мировоззрения и всесторонним развитием человека. Исторический спор о социальной справедливости можно решить только при мирном существовании, взаимовыгодном сотрудничестве, взаимопонимании, соперничестве и уважении суверенитета.
Содержание общечеловеческого воспитания включает разоружение, борьбу за мир, противостояние ядерной угрозе, приоритет выживания людей на Земле. В этой борьбе объединены люди разного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Вместе с общественными организациями, родителями и наставниками в нее включают детей.
Другими общемировыми проблемами выступают загрязнение окружающей среды, воздуха, океанов, истощение природных ресурсов, голод и эпидемии. Такие отрицательные явления могут наносить непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отражаясь на благосостоянии и здоровье человека. Одной из острых проблем выступает обеднение художественной культуры и размывание созданных человеком духовных ценностей.
Практика массовой псевдокультуры приводят к оскудению и разложению человеческого духа. Наконец, проблематика международного сотрудничества в разных областях жизни общества. Граждане разных стран могут принимать участие в обширных экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих государств и в культурном обмене. Во всей этой деятельности они являются носителями истинного гуманизма и человечности.
Функции общечеловеческого воспитания
Общечеловеческое воспитание призвано:
- развивать в детях сознание объективного характера глобальных противоречий и неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;
- обеспечить понимание учениками единство и взаимосвязь патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач;
- наладить контакты и сотрудничество между детьми всех государств с целью совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество художественной культуры.
Основным противоречием общественного воспитания является нарастание требований к молодому поколению, быть активным участником борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и умение осуществлять международное сотрудничество с одной стороны. А с другой стороны – часть молодежи бездумно и равнодушно относится к проблема человечества, пассивны по отношению к тому, что мир, природа, культура, взаимосвязь людей разных стран будут существовать и без их активного участия.
Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания выступают познание, общение и деятельность. В процессе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознавая их. Целенаправленное познание общечеловеческих проблем во многом зависит от средств массовой информации, питающих свободное общение детей со взрослыми и между собой, в процессе которого идет углубление понимания процессов, которые происходят в мире, расширение кругозора. Наконец, учащиеся непосредственно участвуют в деятельности, направленной на защиту мира, взаимодействие и взаимопонимание народов, на сохранение окружающей среды.
Общечеловеческие аспекты воспитания легко органично вписать в содержание учебно-воспитательной деятельности. Большое внимание уделяется им в процессе обучения. Кроме специальных «уроков мира» учениками обсуждаются проблемы мирной политики на уроках истории и прочих общественных дисциплинах, вводимых в курс школы. На музыке дети могут разучивать песни о мире и борцах за мир. На уроках изо могут рисовать на темы глобальных проблем борьбы за мир, экологии и культуры. На физике их знакомят с научными данными, добытыми при тесном сотрудничестве и совместными исследованиями российских и зарубежных ученых.
С целью общечеловеческого воспитания полезно познакомить школьников с экономическими и культурными связями России во всем мире, то есть с кем ведется торговля, что ввозят и вывозят, как налажено международное разделение труда. Особое внимание уделяется изучению учениками деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и пр. Это предоставляет информацию об усилиях мирового сообщества в процессе решения глобальных общечеловеческих проблем.
К критериям воспитанности в направлении общечеловеческого гражданского воспитания относятся знания и понимание их каждым ребенком. Показательным выступает интерес детей к существованию глобальных проблем, а также возможности практической деятельности, побуждаемой высокими и благородными мотивами по сохранению мира, окружающей природной среды, материальных и духовных ценностей, являющихся достоянием всего человечества.