Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы образовательных технологий

Определение 1

Образовательная технология – комплекс психолого-педагогических установок, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

Сущность образовательной технологии

Содержание образовательной технологии представлено системой методов, средств, приемов и способов, четкой организаций их выполнения. Помимо этого образовательная технология направлена на организацию оптимальных условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Образовательная технология представлена тремя аспектами:

  • Научный аспект, в рамках которого образовательная технология выступает как часть педагогической науки, занимающаяся изучением и разработкой эффективного процесса обучения.
  • Процессуально-описательный аспект направленный на описание алгоритма образовательного процесса, достижением им основной цели обучения и получение планируемых результатов.
  • Процессуально-действенный аспект направленный на осуществление образовательного процесса, полноценное и качественное функционирование всех его средств.

Каждая образовательная технология имеет специфические черты, отличающие ее от методов обучения и иных образовательных систем:

  1. Разработка целей обучения, на основании проведенных диагностических исследований.
  2. Подбор и ориентация всех образовательных процедур, направленных на достижение планируемого результата.
  3. Осуществление оперативной обратной связи, промежуточный и итоговый мониторинг результатов обучения.
  4. Возможность воспроизведения образовательной технологии различными педагогами в рамках любой образовательной организации.

Признаки образовательной технологии:

  • Содержательность – обязательное наличие концепции, модели и алгоритма реализации
  • Управляемость и эффективность – технологии управляемы педагогом и ориентированы на получение планируемого эффективного результата
  • Экономичность – оптимизация труда педагога
  • Воспроизводимость – возможность воспроизводить технологии в широких масштабах без потери ее результативности
  • Корректируемость – возможность осуществления обратной связи.

Основные проблемы внедрения образовательных технологий

«Проблемы образовательных технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время образовательные технологии активно внедряются в педагогический процесс образовательных организаций. Несмотря на их простоту в реализации, получаемые высокие результаты и возможность внедрения без больших затрат, существует ряд проблем.

Основные проблемы образовательных технологий и возможные пути их решения:

  1. Искажение смысла понятия «технология». Данная проблема состоит в том, что существует большое количество учебной и методической литературы, пособий, которые дают разнообразное определение понятию «образовательная технология». Большинство из определений не имеют ничего общего с технологиями. Авторы исследуют и описывают методы, формы, мероприятия и деятельность педагога, называя все это технологией. Решение этой проблемы видится в четкой систематизации и анализе педагогической литературы.
  2. Недостаточная разработанность образовательных технологий. Данная проблема слабо исследована, несмотря на то, что в научной и методической литературе она затрагивается, выдвигаются теоретические идеи и практические материалы. Каждый педагог может выбрать понравившуюся ему технологию и внедрить в образовательный процесс, предварительно адаптировать ее, при необходимости. Однако технологии не всегда дают гарантированный результат, что может вызвать разочарованность в них. Данная проблема может быть решена посредством введения дополнительного обучения со стороны методиста образовательного учреждения. Цель работы методиста – обучение работы с технологиями.
  3. Проблема непонимания сути внедряемой педагогом образовательной технологии. Для того чтобы по результатам внедрения технологии был достигнут ожидаемый эффект, педагог должен понимать концептуальные идеи и условия работы с технологией. Решение данной проблемы аналогично описанной выше.
  4. Проблема дополнительных затрат времени и усилий при подготовке к занятиям. Данная проблема основана на том, что внедрение образовательной технологии подразумевает серьезную подготовку со стороны учителя, большие затраты на осуществление проверки работ и оценку знаний учащихся. Решение проблемы видится в использовании всевозможных компьютерных тренажеров на уроках, позволяющих значительно снизить время и ресурсы педагога.
  5. Проблема творчества. Суть проблемы сводится к том, что любая образовательная технология требует от педагога не только наличия творческого мышления, но и умения гибко реагировать на меняющуюся ситуацию в классе, учитывать индивидуальные потребности и возможности учащихся. Для того чтобы решить эту проблемы педагогу необходимо предварительно изучить технологию, проработать возможность ее внедрения в образовательный процесс, провести диагностическое исследование учащихся. Внедрение технологии следует осуществлять постепенно.
  6. Отсутствие возможности развития мышления, практического применения полученных знаний вследствие недопонимания. Данная проблема затрагивает лишь часть технологий, которые лишают учащихся проявления творческих и мыслительных процессов, так как весь процесс обучения заранее продуман. Чаще всего это программированные технологии. Чтобы не допустить возникновение проблемной ситуации педагог должен «разбавить» учебный процесс упражнениями и заданиями, направленными на активизацию умственной и творческой работы учащихся.
  7. Проблема управления использованием педагогических технологий. Данная проблема заключается в том, что любой коллектив учащихся своеобразен. Не все ученики могут работать с той или иной технологией. В этой ситуации педагог должен предварительно изучить подготовленность учащихся, оптимизировать образовательный процесс, для того чтобы была возможность координировать применение технологии.
  8. Осуществление работы на уроке с использованием мультимедийных устройств, электронных учебников помогает сделать обычный урок разнообразнее за счет одновременного использования иллюстративного, методического, а также аудио-видеоматериала, но все же отрицательно сказывается на физическом здоровье ученика. Поэтому на уроках одновременно с использованием ИКТ технологий необходимо использовать и здоровьесберегающие технологии.
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot