Образовательная технология – комплекс психолого-педагогических установок, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность образовательной технологии
Содержание образовательной технологии представлено системой методов, средств, приемов и способов, четкой организаций их выполнения. Помимо этого образовательная технология направлена на организацию оптимальных условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Образовательная технология представлена тремя аспектами:
- Научный аспект, в рамках которого образовательная технология выступает как часть педагогической науки, занимающаяся изучением и разработкой эффективного процесса обучения.
- Процессуально-описательный аспект направленный на описание алгоритма образовательного процесса, достижением им основной цели обучения и получение планируемых результатов.
- Процессуально-действенный аспект направленный на осуществление образовательного процесса, полноценное и качественное функционирование всех его средств.
Каждая образовательная технология имеет специфические черты, отличающие ее от методов обучения и иных образовательных систем:
- Разработка целей обучения, на основании проведенных диагностических исследований.
- Подбор и ориентация всех образовательных процедур, направленных на достижение планируемого результата.
- Осуществление оперативной обратной связи, промежуточный и итоговый мониторинг результатов обучения.
- Возможность воспроизведения образовательной технологии различными педагогами в рамках любой образовательной организации.
Признаки образовательной технологии:
- Содержательность – обязательное наличие концепции, модели и алгоритма реализации
- Управляемость и эффективность – технологии управляемы педагогом и ориентированы на получение планируемого эффективного результата
- Экономичность – оптимизация труда педагога
- Воспроизводимость – возможность воспроизводить технологии в широких масштабах без потери ее результативности
- Корректируемость – возможность осуществления обратной связи.
Основные проблемы внедрения образовательных технологий
В настоящее время образовательные технологии активно внедряются в педагогический процесс образовательных организаций. Несмотря на их простоту в реализации, получаемые высокие результаты и возможность внедрения без больших затрат, существует ряд проблем.
Основные проблемы образовательных технологий и возможные пути их решения:
- Искажение смысла понятия «технология». Данная проблема состоит в том, что существует большое количество учебной и методической литературы, пособий, которые дают разнообразное определение понятию «образовательная технология». Большинство из определений не имеют ничего общего с технологиями. Авторы исследуют и описывают методы, формы, мероприятия и деятельность педагога, называя все это технологией. Решение этой проблемы видится в четкой систематизации и анализе педагогической литературы.
- Недостаточная разработанность образовательных технологий. Данная проблема слабо исследована, несмотря на то, что в научной и методической литературе она затрагивается, выдвигаются теоретические идеи и практические материалы. Каждый педагог может выбрать понравившуюся ему технологию и внедрить в образовательный процесс, предварительно адаптировать ее, при необходимости. Однако технологии не всегда дают гарантированный результат, что может вызвать разочарованность в них. Данная проблема может быть решена посредством введения дополнительного обучения со стороны методиста образовательного учреждения. Цель работы методиста – обучение работы с технологиями.
- Проблема непонимания сути внедряемой педагогом образовательной технологии. Для того чтобы по результатам внедрения технологии был достигнут ожидаемый эффект, педагог должен понимать концептуальные идеи и условия работы с технологией. Решение данной проблемы аналогично описанной выше.
- Проблема дополнительных затрат времени и усилий при подготовке к занятиям. Данная проблема основана на том, что внедрение образовательной технологии подразумевает серьезную подготовку со стороны учителя, большие затраты на осуществление проверки работ и оценку знаний учащихся. Решение проблемы видится в использовании всевозможных компьютерных тренажеров на уроках, позволяющих значительно снизить время и ресурсы педагога.
- Проблема творчества. Суть проблемы сводится к том, что любая образовательная технология требует от педагога не только наличия творческого мышления, но и умения гибко реагировать на меняющуюся ситуацию в классе, учитывать индивидуальные потребности и возможности учащихся. Для того чтобы решить эту проблемы педагогу необходимо предварительно изучить технологию, проработать возможность ее внедрения в образовательный процесс, провести диагностическое исследование учащихся. Внедрение технологии следует осуществлять постепенно.
- Отсутствие возможности развития мышления, практического применения полученных знаний вследствие недопонимания. Данная проблема затрагивает лишь часть технологий, которые лишают учащихся проявления творческих и мыслительных процессов, так как весь процесс обучения заранее продуман. Чаще всего это программированные технологии. Чтобы не допустить возникновение проблемной ситуации педагог должен «разбавить» учебный процесс упражнениями и заданиями, направленными на активизацию умственной и творческой работы учащихся.
- Проблема управления использованием педагогических технологий. Данная проблема заключается в том, что любой коллектив учащихся своеобразен. Не все ученики могут работать с той или иной технологией. В этой ситуации педагог должен предварительно изучить подготовленность учащихся, оптимизировать образовательный процесс, для того чтобы была возможность координировать применение технологии.
- Осуществление работы на уроке с использованием мультимедийных устройств, электронных учебников помогает сделать обычный урок разнообразнее за счет одновременного использования иллюстративного, методического, а также аудио-видеоматериала, но все же отрицательно сказывается на физическом здоровье ученика. Поэтому на уроках одновременно с использованием ИКТ технологий необходимо использовать и здоровьесберегающие технологии.