Представление об образовательных технологиях
Образовательная технология имеет несколько определений, которые описывают и характеризуют ее с различных точек зрения. Для того, чтобы сформировать точное представление о том, что такое «образовательная технология», необходимо рассмотреть наиболее часто используемые определения:
- Образовательная технология – организованная система взаимодействия между педагогом и учащимися, представленная проектированием, планированием, коррекцией и ориентацией педагогического процесса, для достижения основной цели обучения.
- Образовательная технология – систематизированные методы по планированию и оцениванию образовательного процесса, уровня усвоения учащимися знаний, учет технических и человеческих ресурсов, задействованных в обучении.
- Образовательная технология – это организованный и целенаправленный процесс по решению дидактических задач в сфере управления образовательным процессом.
Таким образом, можно заключить, что образовательные технологии – это система взаимодействия учащихся и педагога, основанная на конкретной идее, методах, средствах, принципах и цели обучения.
Содержание образовательной технологии представлено следующими взаимосвязанными между собой компонентами:
- совместная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на достижение поставленной цели и получения конечных результатов;
- полный цикл управления образовательной деятельностью со стороны педагога;
- направление деятельности учащихся на овладение навыками самообучения и самоуправления учебным процессом;
- создание комфортных условий для взаимодействия педагога и учащихся;
- создание условий для организации поисковой, исследовательской, проектной и иной развивающей деятельности учащихся.
Общая классификация образовательных технологий
В настоящее время существует несколько видов классификаций образовательных технологий, все они по-разному выделяют виды и типы технологий, в зависимости от направления деятельности, содержания, влияния на участников учебного процесса и т.д. Наиболее общей классификацией является данная, включающая в себя следующие образовательные технологии:
- Традиционная (репродуктивная) технология – основана на том, что педагог знакомит учащихся с правилами и последовательностью выполнения действия, далее он наблюдает за учениками и при необходимости корректирует их работу.
- Технология развивающего обучения – предусматривает комплексность обучения и развития. Общее развитие осуществляется посредством эффективного обучения, организованного на высоком уровне, быстрых темпах и последующей рефлексии учащихся.
- Технология поэтапного формирования умственных действий – предусматривает поэтапное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые усваиваются учащимся в результате различных видов деятельности, организованных педагогом.
- Технология коллективного взаимодействия – основана на организации совместной работы учащихся, посредством пар сменного характера. Учащиеся в паре эффективнее усваивают знания, обмениваются друг с другом опытом, впечатлениями и т.д., то есть упор делается на взаимообучение.
- Технология полного усвоения – основана на едином, фиксированном уровне овладении знаниями, умениями и навыками, но при этом предусмотрена возможность индивидуального темпа их освоения учащимися.
- Технология разноуровневого обучения – предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся имеют возможность выбора темпа усвоение программного материала, в зависимости от своих возможностей и потребностей, но не ниже установленного Госстандарта.
- Технология адаптивного обучения является разновидностью разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. Центральное место в данной технологии занимают личные качества учащегося.
- Технология программированного обучения – это самостоятельное индивидуальное обучение по заранее разработанной программе обучения, предусматривающей использование специальных средств.
- Технология компьютерного обучения – основана на использовании в учебном процессе компьютерных технологий и предоставляемых ими возможностях (электронные библиотеки, онлайн тесты, практические задания и т.д.).
- Технология проблемного обучения – предусматривает постановку научной и учебной задачи перед учащимися, в процессе решения задачи учащиеся учатся самостоятельно находить необходимую информацию, способы решения, осуществляется развитие познавательной активности, творческого мышления и иных личных качеств.
- Технология модульного обучения. В основе модульной технологии заложено деление учебной дисциплины или предмета на модули (блоки), каждый из которых состоит их учебного содержания и технологии овладения им.
- Технология концентрированного обучения. Данная технология основана на методе «погружения в предмет». Суть заключается в том, что уроки объединяют в блоки, в течение определенного срока (день, неделя) сокращается число параллельно изучаемых дисциплин.
- Технология проектного обучения – основана на получении учащимися индивидуального опыта продуктивной деятельности. Учащиеся получают знания не путем «зазубривания», а посредством решения практических задач, связанных с жизненным опытом.
- Технология гарантированного обучения – модель совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на программирование и осуществление учебного процесса.
- Технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг без посещения учебного заседания, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
- Технология авторских школ – предусматривает внедрение в образовательный процесс авторских методических разработок (например, модель «Русская школа», «Агрошкола»).
- Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
- Частнопредметные педагогические технологии – направлены на внедрение образовательных технологий в конкретный учебный предмет (например, технология раннего и интенсивного обучения грамоте автор Н. А. Зайцев).
- Альтернативные технологии – в основе лежат альтернативные методы обучения, разработанные авторами и апробированные в учебных заведениях (например, Вальдорфская педагогика, автор Р. Штейнер).
- Природосообразные технологии – основаны на том, что каждый человек – это часть природа и в процессе его обучения необходимо опираться на природные потребности и возможности каждого ребенка (например, технология саморазвития М. Монтессори).