Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Регулирование и способы управления в образовательном пространстве

Принципы регулирования в образовательном пространстве

Важнейшее социальное право личности – право на образование. Это фундаментальная ценность, определяющая уровень развития политико-правового, социально- экономического и культурного развития государства. Современный этап государственно-правового развития характеризуется таким правом на образование, которому придается особое значение, обусловленное включением России в интеграционные процессы мирового масштаба, в «новую реальность», в которой основная роль принадлежит процессам глобализации. Это указывает на необходимость модернизации всей системы образования, новая трактовка сущности образовательного процесса, обоснованная в документах Болонского процесса.

На современном этапе востребована система перманентного образования, для которой характерны:

  • внедрение новых информационных технологий, позволяющих быстро находить необходимую информацию;
  • изменение системы образования в соответствии с изменяющимися запросами рынка;
  • создание индивидуальной образовательной траектории согласно с перспективами развития мирового рынка труда.

В современном образовании основную роль начинает играть процесс формирования компетентностного подхода, при котором в зависимости от выбранного направления подготовки каждый может в процессе использования особых инновационных форм проведения самостоятельной работы и практических занятий (под руководством опытных практиков и преподавателей) овладеть профессиональными компетенциями, которые позволили бы индивиду стать конкурентноспособным на рынке труда.

Основная цель модернизации системы образования - создание условий, обеспечивающих выпускникам вузов конкурентноспособность на мировом уровне. При интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство важно использовать опыт как англо-саксонской, так и романогерманской правовой систем, сохраняя при этом собственные традиции образовательной системы.

«Регулирование и способы управления в образовательном пространстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Особенность европейского образовательного пространства - обеспечение возможности трудоустройства на всей территории единого социально- экономического, финансового, культурного и политико-правового пространства Европейского Сообщества. Сегодня в процессе интеграции образовательного пространства участвует около 50 государств.

Болонская система

Болонская декларация – документ, носящий рекомендательный характер и не обладающий обязательной силой. Декларация содержит некоторые обязательные требования и достаточное количество рекомендательных и факультативных.

Задачи Болонской Декларации:

  • координация политики государств с целью достижения в соответствующих изменений в образовательной системе (в первое десятилетие 21 века), включающей undergraduate и graduate ступени образования («достепенная» и «послестепенная»);
  • достижение мобильности обучаемых вследствие внедрения системы кредитов ECTS (система перезачета зачетных единиц трудоемкости), в том числе обеспечение сопоставимых методологий и принятие системы легко воспринимаемых и сопоставимых степеней.

Процесс унификации базируется на системе бакалавриата и магистратуры. Основным достижением Болонского процесса является внедрение бакалавриата – появление специалистов широкого профиля. Продолжительность обучения на ступени бакалавриата определяется как в рамках конкретного вуза, так и в объемах всей национальной образовательной системы государства. За время обучения бакалавр должен иметь не меньше 180 кредитов (три года обучения) и не больше 240 (четыре года обучения).

Способ достижения степени магистра в соответствии с Лиссабонской и Болонской декларациями устанавливается каждым государством самостоятельно. В вузах должен обеспечиваться некий минимальный уровень в необходимых для дальнейшей деятельности областях знания, приветствуется расширенное содержания данного уровня.

Особой программой обучения является «интегрированный магистр». При этом уровень бакалавра не является выпускным, студент обучается пять лет и по окончании вуза получает диплом магистра.

Документы Болонского процесса не предусматривают, что на территории стран-участниц будет осуществляться автоматическое взаимное признание дипломов. Прогрессивной чертой Болонского процесса выступает возможность для студентов посещать лекции у другого преподавателя и в другом вузе без потери обязательного курса по данной учебной дисциплине, разработка несколькими вузами одновременно совместных образовательных программ.

Болонский процесс не регулирует третью ступень образования – аспирантуру. В некоторых странах Европы и Азии присутствуют только степень магистра и степень доктора наук, или три степени - магистр, PHD и доктор наук (Германия, Финляндия).

Способы управления в образовательном пространстве

Способы управления в образовательном пространстве наравне и в совокупности со средствами воздействия являются составной частью методов управления в каждой конкретной ситуации работы педагогической системы.

По характеру мотивации и воздействия методы управления делят на три группы: материальной мотивации, властной мотивации, социальной мотивации.

По содержанию управленческой деятельности в образовательном пространстве выделяют:

  1. Нормативные методы. Подразумевают наличие в каждом учебном заведении утвержденных документов, регулирующие их деятельность (Уставы, программы и учебники, учебные планы и др.) и определяющих систему управления образовательным пространством.
  2. Организационно-административные методы. Предусматривают такие способы воздействия, которые обеспечивали бы целенаправленную деятельность объекта управления, ритмичность и непрерывность его работы. К данным методам относятся: организационно-стабилизирующие (контроль, нормирование, регламентирование, инструктирование); распорядительные (приказы, резолюции, распоряжения, организационное моделирование, включая сетевые системы и графические модели); методы стимулирующего воздействия (морального поощрения и дисциплинарного воздействия).
  3. Педагогические методы. Обеспечивают воздействие управляемые объекты через методические мероприятия: совещания учителей, педагогические советы, научно-практические конференции методистов, учителей и ученых, конференции по обмену педагогическим опытом, организация диспутов, проведение педагогических экспериментов, докладов, семинаров и др.
  4. Социально-психологические методы. Направлены на целевую ориентацию всего педагогического коллектива, его активизацию, организацию, профессиональное совершенствование. К данным методам относятся: соревнование, совет, создание общественного мнения, личный пример, создание оптимального психологического климата, рекомендации и др.
  5. Экономические методы. Реализуются через экономическое планирование, материальное стимулирование, хозяйственный расчета.
  6. Психологические методы. Направлены на психологическое воздействие.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot