Принципы регулирования в образовательном пространстве
Важнейшее социальное право личности – право на образование. Это фундаментальная ценность, определяющая уровень развития политико-правового, социально- экономического и культурного развития государства. Современный этап государственно-правового развития характеризуется таким правом на образование, которому придается особое значение, обусловленное включением России в интеграционные процессы мирового масштаба, в «новую реальность», в которой основная роль принадлежит процессам глобализации. Это указывает на необходимость модернизации всей системы образования, новая трактовка сущности образовательного процесса, обоснованная в документах Болонского процесса.
На современном этапе востребована система перманентного образования, для которой характерны:
- внедрение новых информационных технологий, позволяющих быстро находить необходимую информацию;
- изменение системы образования в соответствии с изменяющимися запросами рынка;
- создание индивидуальной образовательной траектории согласно с перспективами развития мирового рынка труда.
В современном образовании основную роль начинает играть процесс формирования компетентностного подхода, при котором в зависимости от выбранного направления подготовки каждый может в процессе использования особых инновационных форм проведения самостоятельной работы и практических занятий (под руководством опытных практиков и преподавателей) овладеть профессиональными компетенциями, которые позволили бы индивиду стать конкурентноспособным на рынке труда.
Основная цель модернизации системы образования - создание условий, обеспечивающих выпускникам вузов конкурентноспособность на мировом уровне. При интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство важно использовать опыт как англо-саксонской, так и романогерманской правовой систем, сохраняя при этом собственные традиции образовательной системы.
Особенность европейского образовательного пространства - обеспечение возможности трудоустройства на всей территории единого социально- экономического, финансового, культурного и политико-правового пространства Европейского Сообщества. Сегодня в процессе интеграции образовательного пространства участвует около 50 государств.
Болонская система
Болонская декларация – документ, носящий рекомендательный характер и не обладающий обязательной силой. Декларация содержит некоторые обязательные требования и достаточное количество рекомендательных и факультативных.
Задачи Болонской Декларации:
- координация политики государств с целью достижения в соответствующих изменений в образовательной системе (в первое десятилетие 21 века), включающей undergraduate и graduate ступени образования («достепенная» и «послестепенная»);
- достижение мобильности обучаемых вследствие внедрения системы кредитов ECTS (система перезачета зачетных единиц трудоемкости), в том числе обеспечение сопоставимых методологий и принятие системы легко воспринимаемых и сопоставимых степеней.
Процесс унификации базируется на системе бакалавриата и магистратуры. Основным достижением Болонского процесса является внедрение бакалавриата – появление специалистов широкого профиля. Продолжительность обучения на ступени бакалавриата определяется как в рамках конкретного вуза, так и в объемах всей национальной образовательной системы государства. За время обучения бакалавр должен иметь не меньше 180 кредитов (три года обучения) и не больше 240 (четыре года обучения).
Способ достижения степени магистра в соответствии с Лиссабонской и Болонской декларациями устанавливается каждым государством самостоятельно. В вузах должен обеспечиваться некий минимальный уровень в необходимых для дальнейшей деятельности областях знания, приветствуется расширенное содержания данного уровня.
Особой программой обучения является «интегрированный магистр». При этом уровень бакалавра не является выпускным, студент обучается пять лет и по окончании вуза получает диплом магистра.
Документы Болонского процесса не предусматривают, что на территории стран-участниц будет осуществляться автоматическое взаимное признание дипломов. Прогрессивной чертой Болонского процесса выступает возможность для студентов посещать лекции у другого преподавателя и в другом вузе без потери обязательного курса по данной учебной дисциплине, разработка несколькими вузами одновременно совместных образовательных программ.
Болонский процесс не регулирует третью ступень образования – аспирантуру. В некоторых странах Европы и Азии присутствуют только степень магистра и степень доктора наук, или три степени - магистр, PHD и доктор наук (Германия, Финляндия).
Способы управления в образовательном пространстве
Способы управления в образовательном пространстве наравне и в совокупности со средствами воздействия являются составной частью методов управления в каждой конкретной ситуации работы педагогической системы.
По характеру мотивации и воздействия методы управления делят на три группы: материальной мотивации, властной мотивации, социальной мотивации.
По содержанию управленческой деятельности в образовательном пространстве выделяют:
- Нормативные методы. Подразумевают наличие в каждом учебном заведении утвержденных документов, регулирующие их деятельность (Уставы, программы и учебники, учебные планы и др.) и определяющих систему управления образовательным пространством.
- Организационно-административные методы. Предусматривают такие способы воздействия, которые обеспечивали бы целенаправленную деятельность объекта управления, ритмичность и непрерывность его работы. К данным методам относятся: организационно-стабилизирующие (контроль, нормирование, регламентирование, инструктирование); распорядительные (приказы, резолюции, распоряжения, организационное моделирование, включая сетевые системы и графические модели); методы стимулирующего воздействия (морального поощрения и дисциплинарного воздействия).
- Педагогические методы. Обеспечивают воздействие управляемые объекты через методические мероприятия: совещания учителей, педагогические советы, научно-практические конференции методистов, учителей и ученых, конференции по обмену педагогическим опытом, организация диспутов, проведение педагогических экспериментов, докладов, семинаров и др.
- Социально-психологические методы. Направлены на целевую ориентацию всего педагогического коллектива, его активизацию, организацию, профессиональное совершенствование. К данным методам относятся: соревнование, совет, создание общественного мнения, личный пример, создание оптимального психологического климата, рекомендации и др.
- Экономические методы. Реализуются через экономическое планирование, материальное стимулирование, хозяйственный расчета.
- Психологические методы. Направлены на психологическое воздействие.