Понятие «образовательное пространство» появилось относительно недавно, в конце 80-х годов ХХ века. Работу над выделением и описанием данного понятия проводили авторы разных гуманитарных наук, в связи с чем, нет однозначного его определения. На сегодняшний день образовательное пространство рассматривается и понимается неоднозначно. Ведущими являются два подхода в его определении.
Образовательное пространство, согласно первому подходу, это взаимодействие между педагогом и учащимися, направленное на передачу и получение знаний. Второй подход рассматривает образовательное пространство как организованную среду, в которой осуществляется педагогический процесс.
Субъекты образовательного пространства
Современное образовательное пространство организуется за счет ряда условий, которые и определяют его вид:
- материальное;
- виртуальное;
- материально-виртуальное.
В настоящее время выделяют следующие ступени субъектов образовательного пространства.
Дошкольные образовательные организации (ДОО) – это система, включающая разнообразные виды дошкольных учреждений: комбинированные, специальные, инклюзивные, развивающие центры, домашние детские сады и т.д. Каждый вид ДОО внутри себя имеет определенные виртуально-материальные объекты, которые характерны только для него. К ним относятся:
- руководящие кадры: заведующая, методист, делопроизводитель и т.п.;
- специалисты: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинский работник и другие.
- необходимое оборудование различных кабинетов (медицинского, методического и т.д.), групповых комнат, площадок и других.
Каждый субъект образования ДОО имеет свои задачи, однако их объединяет общая цель – организация и реализация педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Средняя общеобразовательная школа (СОШ) – это система непрерывного образования, состоящая из трех взаимосвязанных ступеней: начальной, средней и старшей. Обучение в начальной и средней школе является обязательным, в старшие классы ученики поступают по желанию. Обучение, заканчивающееся в средних классах – это неполное среднее образование, после старших классов – полное среднее образование . Администрация каждой СОШ представлена директором, завучем, заместителями директора. Основа кадрового потенциала – это учителя. Материально-техническая база, необходимая для организации полноценного образовательного процесса представлена зданием школы, кабинетами, школьным двором и т.д. В качестве материально-виртуальных объектов выделяют – уроки, технологии и методики преподавания и т.д.
Среднее учебное заведение (СУЗ), высшее учебное заведение (ВУЗ) – предоставляют возможность получения среднего профессионального и специального образования, а также высшего образования по различным направлениям.
Материально-виртуальными объектами выступают – студенты, преподавательский и административный состав, учебные программы, аудитории, лекции и т.п. Все они взаимосвязаны между собой и, в общем, организуют эффективное образовательное пространство.
Виды образовательного пространства
Виды образовательного пространства рассматриваются с трех точек зрения:
- Образовательное пространство как мир идей и специальных технологий в сфере образования;
- Образовательное пространство как сфера оказания образовательных услуг.
- Образовательное пространство как характеристика образовательного процесса.
Разнообразие субъектов образовательного пространства как мира идей и специальных технологий в сфере образования представлено:
- Государственная власть, которая представлена высшими и средними учебными заведениями.
- Государство, которое включает в себя школы, лицеи, училища, ВУЗы, частные учебные заведения различного уровня и т.д.
Важным является то, что оба вида во главу образовательного пространства ставят высшее образование. Это связано с тем, что высшее образование предоставляет необходимые кадры для процветания экономики государства и в целом способствует его развитию.
На сегодняшний день перед образовательным пространством, исходя из поставленных целей, возникает ряд проблем:
- противоречие между подготовкой кадров и запросов со стороны работодателей. Так, специалистов гуманитарного профиля в полтора раза больше, чем специалистов технических и информационных специальностей, хотя на них спрос на рынке труда значительно выше;
- бюрократизм в плане расходования бюджетных средств. Статьи расходов учебных заведений установлены давно и не меняются с течением времени, то есть, нет возможности творческого развития учебного процесса, проявление креативности со стороны студентов и педагогического состава. По сути, нет необходимого финансирования для их реализации;
- отсутствие сотрудничества между ВУЗами и организациями, касающегося подготовки высококвалифицированных кадров;
- учебные заведения не ведут исследование и статистику трудоустройства выпускников. То есть, нет необходимой информации по тому какие специальности реально востребованы на рынке труда, а также не отслеживается уровень подготовки специалистов, что делает ВУЗы не привлекательными для организаций в плане сотрудничества;
- слабое внедрение инноваций в процессе образования. Причин этому достаточно много: слабое финансирование, ВУЗы не следят за новыми требованиями к специалистам и т.д.
Образовательное пространство как сфера оказания образовательных услуг. Данные виды образовательного пространства пронизывают все слои социума, позволяя рассматривать его в рамках функционирования информационного пространства, реализуя идею непрерывности образования.
Ведущим признаком является обязательная стандартизация образовательных услуг и отсутствие личностного подхода.
Образовательное пространство как характеристика образовательного процесса. Представлено различными видами и подвидами, информационного и кульутрологического направления образования.
Данный подход базируется на теории развития образовательной среды, вместе с тем понятие образовательное пространство шире, перспективнее.
Таким образом, наиболее обоснованными представляются первый и последний подходы с выделенными субъектами образовательного пространства по типам образовательных учреждений и видами, которые соответствует видам образовательных учреждений. Вместе с тем данное понятие еще предстоит изучать далее.