Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности учащегося.
Современное состояние практики организации образовательной среды в педагогическом университете
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема социальной адаптации молодежи. Это обусловлено тем, что именно молодежь представляет собой будущее общества и «несет» в себе перспективы его развития. Для того, чтобы современное общество динамично развивалось, молодежи необходимо развивать в себе качества, способствующие успешному исполнению разнообразных социальных ролей. В связи с чем, происходящие во всех сферах общества изменения вызвали потребность в проведении реформы и в сфере образования.
В первую очередь изменения касаются высшей школы, так как именно она осуществляет подготовку кадров. Изменения коснулись теории и практики обучения, происходит пересмотр традиционного подхода к профессиональному становлению студентов.
Образовательная среда современного педагогического университета имеет четкую направленность на целостное и профессиональное формирование личности студента, в соответствии с заданным идеалом. Одновременно с этим образовательная среда педагогического университета создаёт условия, способствующие формированию у студентов навыков самовоспитания и самообразования, а также максимального удовлетворения духовных и культурных потребностей.
Современная парадигма высшей школы, считающая, что именно созданная в педагогическом университете образовательная среда оказывает наибольшее значение на профессиональное самоопределение и становления студента, опирается на ряд гуманистических позиций:
- Личность человека – это неповторимое и уникальное явление, которое способно максимально реализовать себя только в социуме.
- Основной характеристикой личности является ее стремление к самореализации и саморазвитии. Именно поэтому изучение личности следует начинать с учета того, что было ею достигнуто за определенный промежуток времени и какой потенциал она имеет.
- Ведущим способов жизнедеятельности любой личности является ее целеполагание, которое ведет к самореализации и достижению поставленных целей.
- Исследование личности человека необходимо исходя их «социальной ситуации ее развития», учета внешних факторов и внутреннего феномена.
- Эффективность оказываемого извне воспитательного и образовательного воздействия на личность будет выше, если они имеют опосредованный характер.
- Отношения развивающейся личности и окружающего общества должны выстраиваться на основании партнерского взаимодействия, в котором личность выступает как активный субъект.
Концептуальные подходы к созданию образовательной среды педагогического университета как фактора личностно-профессионального становления студента
Образовательная среда педагогического университета является не только одним из важнейших факторов профессионального становления личности студента, но и направлена на решение ряда актуальных проблем:
- Определение актуальности и значимости педагогики для развития современного общества.
- Обоснование средового подхода как одного из важнейших методологических принципов подготовки педагогических кадров.
- Осмысление значимости «образовательной среды педагогического университета», как среды личностного и профессионального становления студентов.
- Определение и анализ условий, способствующих созданию наиболее эффективной образовательной среды, обеспечивающей профессиональное и личностное становление педагогических кадров.
Следует отметить, что помимо профессионального становления, для будущих педагогов, очень важно и личностное становления. Это связано с тем, что педагогу предстоит работать в основном с детьми. Данная работа требует от них не только профессиональных умений, но и ряда обязательных личностных качеств. Формирование и развитие личностных качеств у педагогических кадров осуществляется не только в рамках процесса саморазвитии и самовоспитания, но и посредством созданной благоприятной образовательной среды.
Для целостного профессионального становления будущего педагога, обладающего набором необходимых качеств и отвечающего запросам современного общества, в процессе его профессиональной подготовки в педагогическом университете, следует создать соответствующую воспитательно-образовательную среду, оказывающую на личность студента необходимое опосредованное воздействие.
Основные педагогические условия, способствующие личностному и профессиональному становлению студентов в педагогических университетах, заключаются в ряде положений:
- Овладение студентами необходимыми знаниями из области воспитания, обучения и развития детей, а также из сопутствующих областей. Формирование умений и навыков, по применению профессиональных знаний на практике.
- Создание благоприятной, доброжелательной и позитивной атмосферы в университете, основанной на взаимном уважении. Поддержка оптимальной психологической атмосферы между студентами и преподавателями.
- Понимание преподавателями университета значимости студенческих объединений, использование этой психологической особенности студенческого возраста в воспитательных целях (проведение конкурсов, соревнований, КВН и т.д., имеющих профессиональный уклон)
- Понимание преподавателями и обязательный учет психологических особенностей и кризисов, присущих студенческому возрасту. Разработка наиболее эффективных способов и путей их преодоления.
- Представление о личностных функциях, которые определяются целями педагогического университета и наиболее востребованы в педагогической деятельности.