Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Историческая миссия педагогики

Определение понятия педагогика

Для описания и понимания исторической роли педагогики необходимо разобраться и дать определение самому понятию педагогика. Таких определений давалось множество различными авторами. Ниже приведено наиболее лаконичное и понятное определение данной науки.

Определение

Педагогика – наука, формулирующая законы образования и воспитания человека, изучающая закономерности успешной передачи социального опыта от старшего поколения к младшему и применяющая данные законы на практике.

Стоит определить функции педагогики для понимания исторической миссии (Рис.1)

Рис. 1

Рис.1

В свою очередь, практическая функция педагогики представлена следующими составляющими (Рис.2).

Рис. 2

Рис. 2

Многогранность педагогической миссии

Педагогика как наука несет на себе разнообразные роли. Но при таком разнообразии ролей у педагогической науки четко определены цели: образование, воспитание и развитие личности. Из основных целей и формулируются функции педагогики:

  • подготовка человека к выполнению разнообразных социальных ролей;
  • развитие социальных отношений между людьми;
  • передача основных достижений культуры;
  • передача моральных и нравственных норм, принятых в определенном социуме;
  • развитие человеческого капитала в целях обеспечения экономического прогресса;
  • развитие способностей;
  • обеспечение баланса между интересами общества, государства и личности.

Все перечисленные функции строятся на основе исторического опыта, и в процессе реализации их формируется дополнительный исторический опыт. Но это только одна часть исторической миссии. Вторая ее часть направлена на опережение социального, культурного и экономического общественного развития. Это позволяет формировать предпосылки перспективного развития. Позволяет определять будущие потребности общества, будущий социальный запрос общества и готовить к этому новому формирующуюся личность. Чаще всего, опережающая роль педагогики становится особенно важна в тот период, когда назревают кардинальные изменения в мире, государстве или в определенной социальной группе.

На сегодняшний день опережающая миссия приобретает особую актуальность. Это связано с ускорением развития общества, огромным доступным информационным потоком. На фоне такого прогресса резко увеличиваются нравственные и моральные риски, политические и демографические угрозы. Только работая на опережение, возможно преодолеть мировой кризис в педагогике.

Рис. 3

Рис. 3

Миссия и концепции современной педагогики

Историческая миссия педагогики применительно к современной ситуации отражена в ее современной концепции. Педагогические концепции основываются на определенных установках, которых следует придерживаться в процессе реализации исторической или любой другой миссии педагогики.

Гуманистическая направленность в педагогике позволяет максимально реализовать потенциал личности в определенных социокультурных условиях. Обеспечивает развитие способностей к разным видам творчества и положительных личных качеств. На сегодняшний день именно привитие морально-нравственных базисных качеств определяет дальнейшее формирование личностных ценностей.

Очень важно чтобы достижения педагогики как науки имели практическую реализацию (Рис. 4)

Рис. 4

Рис.4

Педагогика должна иметь инновационную направленность, но при этом основываться на принципе преемственности. Такой вектор развития позволяет отвечать вызовам нашего непросто времени.

Для развития педагогической науке необходимо использовать не только традиционные подходы к образованию, воспитанию и развитию личности, но и новые. Это позволяет перевести развитие личности и социальных отношений на качественно новый уровень, удовлетворяющий потребностям времени.

Педагогический процесс должен быть открытым для использования мировых наработок в этой области. Это позволит быть впереди прогресса, а не заниматься постоянным изобретением «велосипеда». Педагогика, как и любая другая наука, обогащается, взаимодействуя с иностранными течениями. Это позволяет не допустить ошибок допущенных в образовании.

Процесс образования, воспитания и развития должен сопровождать человека на протяжении всей его жизни, а следовательно, педагогика в изучении должна охватывать разные возрастные категории и этапы жизни человека.

Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot