Сущность понятия «образованность» в современном обществе
XXI век предъявляет новые требования к развитию личности, что вызывает новые тенденции развития образовательной деятельности.
На сегодняшний день кардинальным образом изменилось понимание образованности.
Образованность – это свойство личности, отражающее гармоничное единство положительных качеств, наличие опыта деятельности, практических знаний, определенного уровня образования и воспитания, культурного и творческого развития, эрудированности и целеориентированности.
Как видно из определения, образованность затрагивает не только сферу обучения. Она касается общего личностного развития и отражает возможности личности жить и взаимодействовать в социальной среде, подстраиваться под тенденции ее развития, успевать за ними и развиваться в том же темпе, а лучше идти на опережение.
На сегодняшний день образованность требует от человека высокого уровня развития. Она предъявляет высокие требования к личности, заставляя ее:
- Обладать высоким уровнем нравственного развития;
- Ценить духовные ценности;
- Обладать развитым интеллектом и потребностью в знаниях;
- Непрерывно развиваться, саморазвиваться и самосовершенствоваться;
- Находиться в гармонии с непрерывно меняющимися условиями функционирования окружающего мира;
- Адаптироваться к скорости изменений и принимать новую реальность;
- Ориентироваться в огромных объемах информации и отбирать среди нее наиболее качественную и социально ориентированную.
Возможности получения образования и личностного развития в настоящее время огромны. Однако, это не облегчает процесс становления образованным человеком.
Качества и навыки образованного человека XXI века
Образованный человек XXI века должен обладать следующими качествами и навыками деятельности:
- Работа с информационными ресурсами. Имеется в виду способность отбирать информацию, ориентироваться в ней. Потоки информации непрерывно растут. Потому, важно, научиться фильтровать данные, извлекать из них только то, что важно, значимо, полезно, помогает решать определенные задачи, не наносит вред социуму и природной сфере. Информация должна быть именно осознанно отобранной и переработанной.
- Гибкость мышления. Она необходима для решения сложных, многоплановых и многоаспектных задач, которые современный мир непрерывно ставит перед людьми, как в профессиональной, так и иных сферах деятельности.
- Креативность мышления. Предполагается умение находить нестандартные методы решения различных задач, использовать нестандартные подходы к реализации разных видов деятельности, принимать решения в сложных ситуациях, находить выходы из безвыходных положений.
- Навыки смыслового понимания различных процессов, явлений окружающего мира. Человеку необходимо понимание смысла деятельности для ее продуктивной реализации и значимости последствий данной деятельности. Знание смысла может снизить риски потерь различного рода, обеспечит сохранение нравственной ориентации деятельности.
- Владение ИКТ технологиями. Икт охватывает все сферы жизни общества и необходимо для реализации любой деятельности. Потому, знание данных технологий повышает уровень развития отдельной личности, ее возможности в самореализации в той или иной сфере деятельности.
- Владение основами проектной деятельности. Имеется в виду постановка целей деятельности и проектирование плана ее реализации, а также умения организовать свою работу с рациональным и целесообразным использованием, имеющихся ресурсов.
- Социальный интеллект. Он отражает наличие у личности способностей взаимодействовать с другими членами социума, адекватно понимать поведение, адекватно реагировать на различные воздействия. Социальный интеллект позволяет личности формировать качественную социальную среду, оказывать положительное воздействие на окружающих людей, направляя их деятельность по верному, нравственно ориентированному пути. Если личность обладает навыками распознавания чужого настроения, эмоционального состояния, то продуктивность социального взаимодействия может быть легко повышена. А, это является залогом достижения успехов в различных направлениях деятельности.
- Универсальность мышления. Сегодня, подготовка специалистов одного направления деятельности совершенно неактуальна. Готовится личность с потребностью в самообразовании и саморазвитии. Сейчас ценятся люди, характеризующиеся разносторонней развитостью, способные принести пользу в разных сферах и направлениях деятельности, желающие постигать, осваивать что-то новое и неизведанное.
- Навыки виртуального общения. Они необходимы уже, практически, во всех сферах профессиональной деятельности, когда реализуется удаленное сотрудничество, дистанционная работа сотрудников организаций. Удаленных форм обучения сегодня, также, огромное количество. И они позволяют получить качественное обучение в любой точке мира.
- Межкультурная компетентность. Она необходима личности для реализации взаимодействия в условиях глобализации. Личности необходимо знание культурных особенностей развития разных народов, их национальных ценностей и нравственных установок для реализации продуктивного взаимодействия с ними в условиях профессиональной и иных сфер жизнедеятельности.
Таким образом, портрет образованного человека XXI века может быть представлен как гармоничное сочетание у личности представленных качеств и навыков и развитые возможности их практического продуктивного применения.
Набор данных качеств, по сути, представляет собой идеал образованности современного мира. Идеал образованности формируется на каждом этапе развития общества, зависит от мировых тенденций развития, социально-экономической политики государства.
Идеал образованности является отражением компетентностей личности, которые должны быть сформированы в ходе образовательной деятельности, а также самообразования и саморазвития.