В современном обществе образование признается общечеловеческой ценностью. Это подтверждается утверждением права на образование в Конституциях всех стран.
Образование признается процессом личностного развития. В ходе образования осуществляется культурное, нравственное, социальное развитие личности, усвоение ею опыта жизнедеятельности поколений, выработка моральных норм и принципов поведения отдельным индивидом, а также социальное развитие личности, ее вхождение в социальную среду и формирование деятельности в ней.
Здесь стоит отметить, что признание образования общечеловеческой ценностью ведет к его определенной функциональной роли, феноменальной значимости в социокультурном развитии.
Функции образования как общечеловеческой ценности
Функциональная роль образования как общечеловеческой ценности сводится к выполнению им следующих функций:
- В ходе образования происходит развитие отдельной личности, что ведет к развитию всей социальной среды.
- Формирование общества, посредством создания его умственных, нравственных компонентов.
- Оказание содействия в росте и развитии общества, его политическом и экономическом развитии, культурном обогащении и технологической направленности деятельности.
- Формирование личности, действующей в собственных интересах, а также интересах всего общества и государства.
- Подготовка личности к существованию и функционирования в современном обществе м его условиях.
- Ориентация образования на самообразование, т.е. образование ведет к развитию навыков самостоятельного получения знаний в течение всей жизнедеятельности и совершенствования своих личностных и профессиональных качеств.
Таким образом, процесс образования ведет к развитию личности и ее саморазвитию в рамках общечеловеческих ценностей.
Образование как социальный и культурный феномен
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности ведет к развитию его феноменальной значимости в социальном и культурном аспектах.
Образование является способом вхождения индивида в социальное пространство, методом его приобщения к науке и культуре.
Образование всегда реализуется в определенных культурных условиях. Оно складывается, исходя из тенденция развития культуры, в опоре на ее историю. Оно вписывается в систему культурных ценностей и норм поведения. Это обуславливает выбор форм и методов образования, определяет основу проектировки образовательных программ.
Таким образом, образование приобретает характер культурного феномена. Однако, феномены культуры не являются естественным параметром развития. Они создаются людьми для решения конкретных задач, удовлетворения духовных потребностей, создания определенных условий личностного развития. Образование, как и любой культурный феномен является творением человечества т.е. оно создается людьми в рамках определенных культурных ценностей и идеалов. В ходе образования происходит знакомство с культурой и усвоение ее ценностей. Таким образом, формируется духовным мир личности, а культура выступает одновременно и предпосылкой, и итогом образования личности.
В ходе образования осуществляется освоение личностью культуры, которая лежит в основе ее социального развития, т.е. человек приобщается к социуму и учится жить и действовать в его условиях.
Таким образом, образование приобретает еще и характер социального феномена, ориентированного на социализацию личности.
Как социальный и культурный феномен, образование ведет к:
- Развитию потенциала развития общества и мира;
- Развитию творческого потенциала отдельной личности и его активному использованию для экономического, политического и культурного развития общества;
- Действенности всех процессов развития общества;
- Обогащению культурного и духовного потенциала общества и мировой цивилизации;
- Формированию моральной ответственности в социальной жизнедеятельности;
- Развитию основ интеллектуально-нравственной свободы каждой личности;
- Формированию внутренней гармонии личности, завоевание ею автономии;
- Передаче культурного опыта между поколениями и его обогащение через созидание;
- Созданию гармонично-развитой личности;
- Ориентации на раскрытие природного потенциала каждой личности и ее самореализации в общественно-значимом и полезном труде.
Таким образом, ценность образования сводится к гуманистическому развитию каждой личности и построению общества, базирующегося на гуманистических началах. В ходе образования происходит раскрытие творческого потенциала каждой личности и формируются ее духовные основы существования.
Ценностный аспект образования
Как ценность, образование рассматривается с трех позиций:
- Государственная ценность. Образование способствует построению развитого государства. От его уровня зависит социально-экономическое развитие страны. Государство выдвигает определенные требования к системе образования, ориентируясь на выпуск квалифицированных специалистов в разных областях и направлениях деятельности. будучи ценностью государственного характера, образование получает от него финансовое обеспечение своего функционирования. Уделяется огромное внимание разработке политики в сфере образования и развитию государственной ценности – системе образования страны.
- Социальная ценность. Образование способствует развитию общества, функционирующего в опоре на гуманистические начала. Оно помогает сделать общество и систему взаимодействия в нем плодотворным, нравственно-ориентированным, гуманистически развитым.
- Личностная ценность. Образование, прежде всего, формирует отдельную личность. Посредством образования формируются ценностные ориентации каждой отдельной личности, создаются условия для ее развития и саморазвития, самореализации, раскрытия своего природного потенциала и освоения творческих основ деятельности.