Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образование человека как субъекта обучения и воспитания

Определение 1

Образование – это специально организованная деятельность по передаче знаний и опыта деятельности подрастающему поколению, освоению навыков и выработке ориентиров поведения.

Процесс образования включает в себя два составных компонента:

Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их реализация представляет собой процессуальную работу по формированию основ существования личности и ее социального становления. Они направляются на отдельного человека, выступающего субъектом данных процессов.

Человек как субъект воспитательного процесса

Воспитание является процессом целенаправленного воздействия на социальное развитие личности.

В ходе воспитания реализуется комплекс процедур, ориентированных на формирование основных качеств личности и реализацию ее природного потенциала. Воспитание является частью образовательного процесса. Оно осуществляется с раннего возраста и охватывает все уровни и этапы образовательной деятельности.

Субъектом воспитательной деятельности является человек, на которого оказывается воспитательное воздействие. Это связано с тем, что воспитание предполагает признание человека высшей ценностью и реализуется с учетом его потенциальных возможностей, потребностей и интересов. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает свой воспитательный маршрут.

Воспитание ориентировано на развитие личности, освоение социальных норм поведения. В ходе воспитания, ребенок участвует в активной социальной деятельности. Он учится навыкам созидания и преобразования окружающего мира, что формирует его социальную принадлежность и сознательное отношение к социальному миру. Данная деятельность является организованной и целенаправленной, т.е. она специально выстраивается таким образом, чтобы привлечь воспитанника к социальной жизнедеятельности и сформировать его потребность в участии в благих социальных делах.

Субъектом воспитания является индивид, наделенный:

  • Самосознанием;
  • Мотивационной сферой;
  • Спектром потребностей и интересов.
«Образование человека как субъекта обучения и воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Воспитание ориентируется на развитие этих компонентов и их приведение в социальные качества личности. По сути, в ходе воспитания осуществляется превращение индивида в личность, т.е. его особенности развития, потенциал, творческие задатки преобразуются в уникальные свойства личности, делающие ее участником социального пространства и субъектом социального взаимодействия.

Человек, выступая субъектом воспитания, имеет сознательное отношение к данному процессу т.е. он определяется в ходе воспитания и участвуют в созидании собственной личности и созидании социальной среды. Своими действиями и поступками субъект демонстрирует обществу свое «Я». Направления же его деятельности демонстрируют его формирование собственной личности. Это обуславливает сознательное отношение личности к собственному развитию. Ведь, личность предполагает наличие у индивида способностей и потребностей в самотворчестве, саморазвитии и самосовершенстввоании, а также стремления к созиданию окружающего мира и занятию субъектной позиции в социальном общении и взаимодействии.

Человек, как субъект воспитательного процесса, обладает следующими характеристиками:

  1. Оказание своими личностными качествами и направлениями деятельности непосредственное воздействие на воспитание других участников социального пространства. Любой индивид воспитывается в социальной среде. Социум и его законы функционирования – основа воспитания.
  2. Неосознанное влияние на формирование благоприятного социального пространства, ориентированного на реализацию творческого потенциала всех его участников.
  3. Реагирование на воспитательные воздействия за счет собственной мотивационной сферы. У каждого индивида имеются свои мотивы поведения, интересы и потребности. Они обуславливают его положительные, отрицательные или нейтральные реакции на внешние воспитательные воздействия.
  4. Обладание специфическими характеристиками и общими свойствами, присущими всем участникам воспитательного процесса.

Человек как субъект обучения

Обучение является процессом организованной деятельности по передачи знаний учащимся, а также формирования навыков познания и стимулирования познавательной заинтересованности.

В ходе обучения происходит овладение индивидом системой знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями и формирование мотивов их практического применения.

Обучение являются частью образовательного процесса. Эта часть имеет тесную связь и зависимость с воспитанием. Два составных компонента образования функционируют в единой направленности и ориентируются на становление и развитие личности субъекта данных процессов - учащегося и воспитанника.

Современное обучение основывается на организации образовательной деятельности путем опоры на субъект-субъектный подход во взаимодействии педагога и учащегося. Это означает, что учащийся занимает субъектную позицию в обучении.

Субъект обучения – это носитель познавательной деятельности и реализации предметно-практических операций. Он оказывает воздействие на формирование личностных качеств и познавательных навыков.

При этом, учащийся выступает не только как субъект обучения, но и как объект данного процесса, поскольку, педагогом применяется комплекс методов, ориентированных на познавательное развитие учащегося т.е. на него оказывается воздействие.

Однако, данное воздействие носит развивающий характер т.е. у учащихся формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности и потребность в выстраивании собственного образовательного маршрута.

Человек, как субъект обучения, обладает следующими характеристиками:

  • Стремление к познанию и самопознанию, развитию и саморазвитию;
  • Овладение способами добывания информации;
  • Творческая ориентация образовательной деятельности;
  • Осознание необходимости непрерывного обучения и воспитания;
  • Трудолюбие;
  • Положительное отношение к обучению и всем его аспектам;
  • Мотивация к выбору определенного образовательного маршрута.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot