Образование – это специально организованная деятельность по передаче знаний и опыта деятельности подрастающему поколению, освоению навыков и выработке ориентиров поведения.
Процесс образования включает в себя два составных компонента:
- Обучение.
- Воспитание.
Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их реализация представляет собой процессуальную работу по формированию основ существования личности и ее социального становления. Они направляются на отдельного человека, выступающего субъектом данных процессов.
Человек как субъект воспитательного процесса
Воспитание является процессом целенаправленного воздействия на социальное развитие личности.
В ходе воспитания реализуется комплекс процедур, ориентированных на формирование основных качеств личности и реализацию ее природного потенциала. Воспитание является частью образовательного процесса. Оно осуществляется с раннего возраста и охватывает все уровни и этапы образовательной деятельности.
Субъектом воспитательной деятельности является человек, на которого оказывается воспитательное воздействие. Это связано с тем, что воспитание предполагает признание человека высшей ценностью и реализуется с учетом его потенциальных возможностей, потребностей и интересов. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает свой воспитательный маршрут.
Воспитание ориентировано на развитие личности, освоение социальных норм поведения. В ходе воспитания, ребенок участвует в активной социальной деятельности. Он учится навыкам созидания и преобразования окружающего мира, что формирует его социальную принадлежность и сознательное отношение к социальному миру. Данная деятельность является организованной и целенаправленной, т.е. она специально выстраивается таким образом, чтобы привлечь воспитанника к социальной жизнедеятельности и сформировать его потребность в участии в благих социальных делах.
Субъектом воспитания является индивид, наделенный:
- Самосознанием;
- Мотивационной сферой;
- Спектром потребностей и интересов.
Воспитание ориентируется на развитие этих компонентов и их приведение в социальные качества личности. По сути, в ходе воспитания осуществляется превращение индивида в личность, т.е. его особенности развития, потенциал, творческие задатки преобразуются в уникальные свойства личности, делающие ее участником социального пространства и субъектом социального взаимодействия.
Человек, выступая субъектом воспитания, имеет сознательное отношение к данному процессу т.е. он определяется в ходе воспитания и участвуют в созидании собственной личности и созидании социальной среды. Своими действиями и поступками субъект демонстрирует обществу свое «Я». Направления же его деятельности демонстрируют его формирование собственной личности. Это обуславливает сознательное отношение личности к собственному развитию. Ведь, личность предполагает наличие у индивида способностей и потребностей в самотворчестве, саморазвитии и самосовершенстввоании, а также стремления к созиданию окружающего мира и занятию субъектной позиции в социальном общении и взаимодействии.
Человек, как субъект воспитательного процесса, обладает следующими характеристиками:
- Оказание своими личностными качествами и направлениями деятельности непосредственное воздействие на воспитание других участников социального пространства. Любой индивид воспитывается в социальной среде. Социум и его законы функционирования – основа воспитания.
- Неосознанное влияние на формирование благоприятного социального пространства, ориентированного на реализацию творческого потенциала всех его участников.
- Реагирование на воспитательные воздействия за счет собственной мотивационной сферы. У каждого индивида имеются свои мотивы поведения, интересы и потребности. Они обуславливают его положительные, отрицательные или нейтральные реакции на внешние воспитательные воздействия.
- Обладание специфическими характеристиками и общими свойствами, присущими всем участникам воспитательного процесса.
Человек как субъект обучения
Обучение является процессом организованной деятельности по передачи знаний учащимся, а также формирования навыков познания и стимулирования познавательной заинтересованности.
В ходе обучения происходит овладение индивидом системой знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями и формирование мотивов их практического применения.
Обучение являются частью образовательного процесса. Эта часть имеет тесную связь и зависимость с воспитанием. Два составных компонента образования функционируют в единой направленности и ориентируются на становление и развитие личности субъекта данных процессов - учащегося и воспитанника.
Современное обучение основывается на организации образовательной деятельности путем опоры на субъект-субъектный подход во взаимодействии педагога и учащегося. Это означает, что учащийся занимает субъектную позицию в обучении.
Субъект обучения – это носитель познавательной деятельности и реализации предметно-практических операций. Он оказывает воздействие на формирование личностных качеств и познавательных навыков.
При этом, учащийся выступает не только как субъект обучения, но и как объект данного процесса, поскольку, педагогом применяется комплекс методов, ориентированных на познавательное развитие учащегося т.е. на него оказывается воздействие.
Однако, данное воздействие носит развивающий характер т.е. у учащихся формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности и потребность в выстраивании собственного образовательного маршрута.
Человек, как субъект обучения, обладает следующими характеристиками:
- Стремление к познанию и самопознанию, развитию и саморазвитию;
- Овладение способами добывания информации;
- Творческая ориентация образовательной деятельности;
- Осознание необходимости непрерывного обучения и воспитания;
- Трудолюбие;
- Положительное отношение к обучению и всем его аспектам;
- Мотивация к выбору определенного образовательного маршрута.