Педагогическая психология – это наука, изучающая механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в рамках образовательного процесса.
Структура педагогической психологии
Основными категориями, входящими в систему педагогической психологии являются такие категории педагогики, как воспитание, обучение, образование, развитие, самовоспитание и саморазвитие. Совокупность данных категорий гарантирует успешность реализуемого педагогического процесса. Системообразующим фактором данной системы является основная цель педагогической психологии, как самостоятельной науки.
Цель педагогической психологии – осуществление процесса прогнозирования и последующего достижения конкретных психологических результатов в рамках реализации определенной педагогической деятельности, а также формирование и самоактуализация личности воспитанника, в соответствии с потребностями и запросами со стороны общества и государства.
Структура педагогической психологии представлена тремя частями, каждая из которых имеет конкретные образовательные задачи.
1 часть – психология обучения.
Задачи:
- изучение психологической основы содержания обучения;
- изучение особенностей и специфики усвоения учебного материала в разном возрасте;
- исследование процесса формирования образовательной деятельности;
- организация управления познавательной деятельностью учащихся;
- формирование умений и навыков гностической деятельности;
- формирование и развитие у учащихся познавательных, эмоциональных, волевых и психических процессов;
- исследование процесса обучения взрослых.
2 часть – психология воспитания.
Задачи:
- исследование психологической основы содержания воспитания;
- исследование психологии закономерностей процесса воспитания, формирования у воспитанников убеждений, привычек, мировоззрения и поведения;
- осуществление психологического анализа требований, которые предъявляются к воспитаннику;
- формирование и развитие у воспитанников психологической культуры личности;
- исследование психологических аспектов самовоспитания.
3 часть – психология педагогического взаимодействия.
Задачи:
- исследование содержания и структуры педагогических способностей;
- изучение научной организации труда педагога (учителя, воспитателя);
- осуществление психологического анализа предъявляемых к педагогу требований деятельности;
- осуществление оптимизации процесса управления образовательной деятельностью;
- осуществление анализа межличностного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
И. А. Зимняя, предлагает несколько иную структуру педагогической психологии:
- Психология образовательной деятельности и ее субъекта (учащийся, воспитанник, студент и т.д.).
- Психология педагогической деятельности и ее субъекта (воспитатель, учитель).
- Психология педагогического общения и сотрудничества (дошкольного, школьного, профессионального и т.д.).
Объект и предмет педагогической психологии
В настоящее время педагогической психологией разработана целостная теория воспитания и обучения, на основании чего она может быть признана самостоятельной наукой, имеющей собственный предмет и объект. Однако, пока нет точного выделения ее из педагогики, несмотря на все проводимые исследования и изыскания.
Актуальной задачей современной педагогической психологии является строгое предвидение конкретных положений теории освоения и усвоении социального опыта человеком, создание необходимых условий для получения данного опыта.
Несмотря на то, что педагогическая психология до сих пор не является самостоятельной наукой, при её рассмотрении необходимо разграничивать понятия объекта и предмета.
Объект – это то, что имеет место быть как данность, вне рамок изучения. То есть, то, что может быть изучено и исследовано не одной конкретной наукой, а одновременно несколькими. Например, человека изучают такие науки как физиология, философия, психология, антропология, социология и т.д. Однако каждая наука имеет свой собственный предмет.
Объект педагогической психологии – деятельностные процессы по передаче и усвоению человеком социального опыта.
Объект педагогической психологии предусматривает выявление структуры и порядка деятельности субъектом образовательного процесса, главной целью которого является усвоение человеком социального опыта.
Предмет педагогической психологии – нормативная структура совместной деятельности педагога и учащегося, в рамках которой педагог передает учащемуся определенный социальный опыт, а ученик его усваивает.
Задача педагога при передаче социального опыта, не только в том, чтобы сообщить учащемуся необходимые знания, но и создать оптимальные психологические условия для их успешного усвоения учениками.
Обоснование выбора такого содержания предмета и объекта педагогической психологии заключается в следующем. Объект отражает определенную действительность, а предмет тот аспект действительности, который вызывает наибольший интерес у исследователей. Предмет и объект педагогической психологии находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Их взаимосвязь объясняется тем, что предмет педагогической психологии является именно тем аспектом, который подвергается исследованию, так как он многогранен и имеет множество разнообразных сторон, соответственно он не может быть охвачен только одной наукой. Аналогично и с объектом педагогической психологии, он так же многогранен, но, тем не менее, целостен.
Таким образом, структура объекта педагогической психологии, в современной методологии рассматривается как качественная характеристика, выражающая наиболее устойчивые упорядоченности и закономерности, обладающие большим познавательным потенциалом.