Нравственное воспитание – это процесс выработки нравственных свойств личности, развитие нравственных ориентиров поведения, морального сознания и морального поведения.
Нравственное воспитание является организованным и целенаправленным процессом. Оно выступает способом воздействия на внутренний мир личности, с целью раскрытия ее лучших качеств.
Нравственное воспитание реализуется на протяжении всей жизнедеятельности личности. Оно имеет свою специфику на каждом этапе ее развития.
Студенческий возраст – не исключение. В этот период личности особенно требуется оказать нравственное воздействие, направленное на ее профессиональное становление и развитие.
Направления нравственного воспитания студентов
В студенческий период личностного развития нравственное воспитания основывается на выработке у учащихся нравственных идеалов. Они формируются на основе интереса студента к нравственным свойствам окружающих его людей, каким-то поступкам, поиском их смыслового назначения и проявлением интереса к различным взаимоотношениям, возникающим между людьми. Эти интересы можно удовлетворить в ходе нравственного развития студента и выработкой у него системы нравственных идеалов.
Нравственный идеал – это способ восприятия личностью моральных основ существования через конкретный образ личности.
Формирование нравственных идеалов студентов осуществляется в ходе следующих направлений нравственного воспитания:
- Творческое развитие студентов. Студенты познают дисциплины творческой направленности: искусство, история, литература, культура, традиции, в ходе изучения которых осуществляется их приобщение к музыкальному и художественному творчеству, формируется интерес и потребность в чтении, развивается любовь к музыке, живописи, театральному творчеству. Все это, помогает в формировании конкретных нравственных идеалов и их практической реализации в своей жизнедеятельности.
- Воздействие на эмоциональную сферу учащегося. Необходимо активировать познавательную заинтересованность студента, стимулировать его волевые качества, развивать потребности и социальные свойства личности, формировать навыки коммуникативного взаимодействия. Это достигается путем организации коллективного досуга студентов, привлечения их к коллективному творчеству, проектной деятельности, волонтерской работе.
- Развитие навыков самооценки. Она формируется в ходе оценивания студентами результатов своей образовательной деятельности, сопоставления своих профессиональных целей с достигнутым уровнем знаний и навыков, формирования навыков адекватной критики и самокритики.
- Использование воспитательного потенциала гуманитарных учебных дисциплин. Он ориентирован на формирование основ гражданской культуры и освоение этических норм поведения.
- Привлечение студентов к различным видам деятельности. Данная деятельность может быть связана с учебной, а может быть творческой, досуговой, волонтерской. В ее ходе, студенты получают опыт социального общения и взаимодействия в разных ситуациях и направлениях деятельности. Это помогает в формировании нравственного сознания и выработке ориентиров нравственного поведения в тех или иных обстоятельствах.
Программа нравственного развития студентов
Реализация нравственного воспитания студентов производится, как правило, куратором студенческой группы. Он составляет программу нравственного развития учащихся и производит ее реализацию в течение конкретного временного периода (как правило, одного учебного семестра).
Реализация программы нравственного воспитания ориентирована на:
- Формирование в учебном учреждении воспитывающей нравственной среды. Она должна создавать условия для положительного нравственного развития учащихся и связывать воспитание в учебном заведении с воспитанием учащихся в семье и иных социальных институтах, воздействующих на личностное развитие студентов.
- Пропаганду здорового образа жизни. Нравственное воспитание начинается с формирования основ здорового образа жизни учащихся. Для этого, студенты посещают занятия по физической культуре, участвуют в спортивных мероприятиях, организуются дни борьбы с различными зависимостями: алкоголизм, наркомания, игромания, формируются режимные моменты в учебном заведении и т.д.
- Организацию коллективного творчества студентов. Для этого применяются разные методы и приемы, средства и технологии организации образовательного процесса.
- Выработку индивидуального маршрута нравственного развития каждого студента. Он строится, исходя из его индивидуальных особенностей развития, потребностей и интересов, уровня нравственного развития на момент принятия программы. Необходимо стимулировать основы самопознания личности студента и выработать способы самовоспитания и саморазвития.
Составление программы нравственного воспитания студентов нацелено на подготовку студента к самостоятельной профессиональной и социальной жизнедеятельности, ее построение в соответствии с моральными принципами и этическими нормами. Студента необходимо приобщить к духовно-нравственным идеалам и сформировать условия для выработки у него ценностных ориентиров деятельности, адекватного отношения к окружающему миру и людям, способность к созиданию и творческому развитию.
Программа нравственного воспитания включает следующие компоненты:
- Воспитание нравственности студентов. Оно связано с осознанием студентами смысла своего существования, приобщения к своей истории и культуре, понимания своей роли в культурном и историческом развитии своей страны, нации.
- Интеллектуальное развитие студентов. Нравственное развитие не может быть реализовано без интеллектуального развития, поскольку нравственность должна носить осознанный характер. Такое ее формирование, возможно, только на основе рационального мышления студента.
- Усвоение семейных ценностей. Предполагается воспитание уважения к семейным ценностям, традициям и обычаям семьи, а также формирование потребности в создании собственной семьи, как основы самореализации и самоутверждения личности.
- Развитие потребности в здоровом образе жизни. Именно он является составным элементом гармонично развитой личности.
Данные компоненты программы должны быть реализованы при содействии всего педагогического коллектива образовательного заведения и связи с другими социальными институтами и родителями студентов.