Проблемы современной общеобразовательной школы
Современное образование ориентировано на формирование развитого самостоятельного гражданина, наделенного нравственными ориентирами, способного к саморазвитию и самоутверждению.
Концепция современного образования задается вопросами ценностной ориентации образовательной деятельности: что закладывать в основу обучения, каким образом реализовывать содержание обучения, каково целевое назначение образования и к чему оно должно привести?
В настоящее время обществу нужен человек способный к самостоятельному мышлению, принятию решений и несению ответственности за них, стремящийся к созиданию своего внутреннего Я и преобразованию окружающего мира. Достичь этого можно посредством построения эффективного образовательного процесса, дающего учащемуся систему знаний и навыков, опыт поколений и навыки его практического использования для решения текущих практических задач и ведущих к самоутверждению и самореализации личности.
Однако, современное образование, в частности, школьное обучение, сталкивается с рядом проблем, затрудняющих достижение его целей и задач и усложняющих личностное развитие учащихся. К ним относятся:
- Неполноценная реализация профильного обучения. Данное обучение начинает внедряться. Однако, оно охватывает только обучение в старшей школе, ориентированное на профильную подготовку к будущей профессии. А так, гуманитарные, естественные и точные науки имеют равный объем времени, отводимый на их изучение в школьной программе. Это не отвечает требованиям индивидуального образовательного подхода, поскольку потребности, стремления и склонности учащегося не учитываются. Таким образом, учащимся приходится изучать то, что находится далеко за пределами зоны их ближайшего развития, не интересно и, даже, ненавистно им. Это, в свою очередь, ведет к проблеме образовательной мотивации.
- Гонка достижений. Деятельность каждой школы оценивается по конкретным показателям. Каждая школа стремится повысить свой рейтинг, который складывается из баллов учащихся, т.е. оценок их образовательных достижений. В этой связи, оценки не всегда соответствуют уровню реального развития учащегося.
- Формирование мнения об учащемся по его успеваемости. Как правило, оценочная система приводит к тому, что оценка становится характеристикой личности учащегося. Если он получает высокие оценки, то и отношение к нему формируется хорошее, тогда как, к неуспевающим учащимся относятся снисходительно, а в коллективе их, зачастую, унижают, не хотят общаться и т.д.
- Бюрократия. Документальное оформление и соблюдение стандартов в оформлении своих контрольных работ, докладов, рефератов приводит к искажению творческой ориентации образовательной деятельности. Тем более, что ошибки в оформлении учитываются и при выставлении оценок, что является неадекватной оценкой знаний и способностей учащихся.
- Отсутствие дифференцированного подхода. В одном классе объединяются учащиеся с разным уровнем интеллектуального развития, разными способностями и потребностями. Это исключает учет интересов учащихся, приводит к полноценному обучению и развитию одних детей и недоразвитию других. Те дети, которые обладают одаренностью сталкиваются с тем, что им неинтересно и скучно на уроках, они не получают необходимого им объема знаний и навыков, а отстающие учащиеся сталкиваются со стрессом и нежеланием посещать школу.
- Малый временной объем школьных уроков. Времени на обучение отводится мало. За 40-45 минут не удастся полноценно раскрыть тему и уделить внимание отдельным учащимся. Это приводит к снижению эффективности обучения и возникновению новой проблемы – большому объему домашних заданий и материала для самостоятельного изучения (все, что не успели сделать на уроке, ученику предстоит изучать самому).
- Плохая подготовка педагогических кадров. От современного педагога требуется новаторство и творческий подход к делу. Но молодые специалисты не обладают достаточным уровнем профессионализма и мастерства, а педагогики, имеющие практический опыт деятельности сталкиваются с проблемой соблюдения новых стандартов и правил, неспособностью быстрой адаптации к меняющимся потребностям социума.
Проблемы школы, волнующие учителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Проблемы школы, волнующие учителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Недостатки современного образования по мнению учащихся
Чтобы рассмотреть взгляд учащихся на современное образование, а также их родителей, проводятся специальные исследования в форме заполнения анкет и опросников. Данные проведенных исследований демонстрируют оценку учащимися современного школьного обучения и выявляют его недостатки.
Насколько школа повлияла на жизнь учащихся, их профессиональную подготовку и построение карьеры можно говорить только через определенный временной промежуток – как минимум, десятилетие после завершения школьного обучения. В ходе взрослой жизни, оценивания своих достижений и неудач формируется взгляд человека на систему образования и ее продуктивность.
По мнению учащихся современное школьное образование обладает следующими недостатками:
- Плохая ориентация учащихся на взрослую жизнь. Знания, усвоенные на уроках, носят теоретический характер. Учащихся не готовят к дальнейшей жизнедеятельности, преодолению трудностей и решению проблем. Те знания, которые они имеют по завершению школьного обучения, достаточно проблематично, применяются в жизни, поскольку, не дается алгоритма их практического использования;
- Недостаточность психологических знаний педагога. Учитель не может использовать индивидуальный подход в обучении, поскольку не знает психологию учащихся и особенности их развития, влияющие на процесс познания;
- Излишняя самостоятельность функционирования образовательных учреждений. Государство оказывает незначительную поддержку развитию школ и их педагогов. Материальная база школы оказывается недостаточной для использования широкого спектра средств и технологий;
- Внеурочная деятельность носит добровольно-принудительный характер. В школах устраиваются дополнительные занятия, организуются встречи с родителями – родительские вечера, беседы, собрания, которые обязательны для посещения. Никто не учитывает интересы и потребности учащихся и их родителей.