Методы педагогического исследования – это приемы и способы исследования педагогических объектов, процессов и явлений, позволяющие определить их сущность, основы существования и закономерности функционирования, взаимосвязи между ними и их специфику с целью построения продуктивной педагогической деятельности, ориентированной на достижение целей и задач образования.
Любое педагогическое исследование предполагает применение одного или совокупности методов, которые способны описать конкретное педагогическое событие, дать научную характеристику педагогического объекта или процесса и составить, на основе проведенных исследований, заключение о сущности и динамике функционирования конкретного педагогического объекта или явления.
На всех этапах педагогического исследования применяются методы теоретического анализа и синтеза.
Теоретические методы педагогического исследования: разновидности и назначение
К теоретическим методам педагогического исследования относятся:
- Исследования литературы;
- Теоретический анализ;
- Метод логического обобщения;
- Метод моделирования.
Каждый из этих методов имеет эффективность, если используется комплексно, т.е. во взаимосвязи с другими метода и средствами исследования.
Метод исследования литературы предполагает ознакомление с различными источниками литературы: учебная педагогическая литература, научно-педагогические пособия, методические материалы, законы и НПА в области образования, ФГОС, инструкции, типовые шаблоны организации образовательного процесса или его отдельного аспекта, учебные планы, образовательные программы, Интернет-ресурсы и различные электронные информационные пособия образовательной направленности. Применение данного метода исследования способствует сбору и обработке информационных ресурсов, которые отражают функции и назначение различных педагогических процессов, объектов и явлений.
Метод теоретического анализа рассчитан на осмысление и разбор итогов, проведенных исследований на базе теоретических утверждений, аксиом и образцов педагогического научного знания.
Проведения теоретического анализа итогов педагогического исследования позволяет:
- Сопоставлять данные с научно аргументированной и практически подтвержденной информацией;
- Проводить сравнение итогов исследования с результатами предыдущих исследований или в похожих обстоятельствах;
- Проводить соотношение итогов исследования с целевым назначением конкретного направления педагогической деятельности;
- Придавать результатам исследования статус конечных или промежуточных итогов конкретной педагогической деятельности, процесса или явления;
- Делать краткие обобщения итоговых данных, формулировать небольшие умозаключения.
К методам логического обобщения относится индукция и дедукция.
Индукция исследует педагогический объект путем выявления его общих свойств и функций на базе уже выявленных и известных закономерностей т.е. от частного к общему реализуется исследование.
Дедукция предполагает обратный ход развития событий: от общего к частному т.е. имеются представления об общих свойствах какого-то педагогического процесса и делается вывод, что такими свойствами обладает его отдельный компонент.
Эти методы открывают возможности построения рассуждений и формулирования выводов, построения логических цепочек по фактам исследования.
Метод моделирования основан на создании образов исследуемых педагогических объектов, процессов и явлений, отражающий его основные свойства и закономерности. Моделирование дает целостное представление об исследуемом объекте и способствует осознанию предмета исследования в различных условиях и обстоятельствах, при воздействии различных факторов.
Моделирование способствует выделению в педагогическом объекте или процессе существенных характеристик и проверить его функционирование в приближенных к реальным условиям педагогической деятельности.
Эмпирические методы педагогического исследования: сущность и значение
Эмпирические методы педагогического исследования - это методы, приемы и средства изучения педагогических процессов, объектов и явлений, способствующие непосредственному познанию педагогической действительности.
Эмпирические методы педагогического исследования включают в себя:
- Педагогическое наблюдение;
- Педагогическое тестирование;
- Анкетирование;
- Беседа;
- Исследование документации образовательного заведения;
- Исследование результатов педагогической деятельности.
Педагогическое наблюдение предполагает организацию непосредственного наблюдения за педагогическими объектами, процессами и явления, как в реальных, так и в экспериментальных условиях.
Использование данного метода имеет, как положительные стороны, так и недостатки. К положительным моментам применения метода относится его доступность и реальность наблюдения, а также знакомство исследователя с изучаемым процессом, объектом или явлением в реальных условиях и обстоятельствах.
Недостатками применения педагогического наблюдения являются:
- Зависимость итогов наблюдения и их достоверности от личностного восприятия наблюдателя, его взглядов и убеждений;
- Наблюдение проводится в течение длительного времени. Только длительный период наблюдения может дать более достоверные и полные сведения об изучаемом объекте или процессе;
- Одним исследователем тяжело сконцентрировать внимание на всех аспектах исследования, определить все факторы и закономерности его развития.
Педагогическое тестирование позволяет определить уровень знаний и навыков учащихся, степень освоения ими содержания образовательной программы, уровень развития интеллектуальных и иных способностей, выявить разнообразные потребности и интересы учащихся, образовательного учреждения и образовательной системы в целом.
Метод анкетирования ориентирован на проведение опросов большого количества людей по определенной тематике педагогики в течении небольшого временного периода. Данный метод позволяет быстро обработать и подвести итоги опросов, поскольку они составляются в стандартной форме и быстро обрабатываются.
Беседа, как метод педагогического исследования, ориентирован на получение конкретной информации по вопросам педагогики, в ходе индивидуальной беседы. Этот метод позволяет выявить различные аспекты, исследуемого объекта или процесса, посредством правильного формулирования вопросов, задавания уточняющих вопросов.
Исследование школьной документации позволяет изучить большой объем первичной информации, которая имеет удобное представление и систематизированную форму. Изучение документов позволяет заглянуть в прошлое и рассмотреть опыт решения тех или педагогических проблем и задач и найти им практическое использование в современном образовательном процессе.
Исследование продуктов педагогической деятельности, позволяет определить важные параметры педагогической деятельности, установить наличие и количество тех или иных продуктов педагогической работы, их свойства, признаки, а также составить личностный портрет создателя этих продуктов.