Дефектология: понятие и целевое назначение
Дефектология – это отрасль научного знания, имеющая междисциплинарный характер и, занимающаяся исследование обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии.
Дефектология, как научное знание, отражает закономерности развития детей с физическими, психическими отклонениями от нормального развития и разрабатывает принципы, формы и методы их образования и воспитания, а также способы всестороннего развития, с учетом, имеющихся отклонений и степени их проявления и влияние на иные стороны развития организма.
Предметом данной научной отрасли выступают непосредственно отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. Наука изучает эти отклонения и разрабатывает направления и формы воспитания и образования для детей, имеющих отклонения конкретного типа.
Целевым назначением дефектологии выступает разработка теоретических основ и практических рекомендаций оказания помощи детям с разнородными отклонениями в развитии. Дефектология занимается объективным исследованием любых недостатков в развитии ребенка. Данные исследования закладываются в основу формирования концепции данной науки и помогают создать систему коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями.
На основании целевого назначения науки осуществляется постановка задач дефектологии. К ним относятся:
- Определение методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях;
- Определение условий полноценного развития личности с ограниченными возможностями;
- Группировка детей с различными отклонениями по определенным признакам – классификация дефектологических нарушений;
- Формирование дифференцированной системы обучения граждан с ограниченными возможностями, исходя из особенностей их отклонения и его проявления4
- Формирование научной базы интегрированного обучения нормальных детей и детей с ограниченными возможностями;
- Формирование прогнозов и перспектив развития системы специального образования;
- Разработка методов и форм организации социально-педагогического и психологического сопровождения лиц с отклонениями в развитии;
- Разработка способов диагностирования отклонений на ранних этапах развития ребенка;
- Разработка способов и методов профилактики развития отклонений;
- Определение возможностей и создание условий для нормальной жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Решение всех этих задач необходимо для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии смог стать полноценным членом социальной среды, жить и развиваться в ее условиях.
Дефектология как научная отрасль состоит из двух разделов:
Специальная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием процессов обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями и, разрабатывающая формы и методы организации данного обучения. Данный раздел занимается выявлением причин отклоняющегося поведения детей, особенностей его проявления, разрабатывает методы профилактики и методы коррекции, содержание и методическую базу коррекционного образования.
Специальная психология – это наука, занимающаяся исследованием психофизиологической специфики развития детей с ограниченными возможностями, особенностей функционирования их психических процессов на разных возрастных этапах и стадиях учебно-воспитательной работы. Данный раздел активно изучает особенности психики ребенка с различными отклонениями в развитии и проектирует способы их коррекции для нормальной жизнедеятельности и развития. Специальная психология осуществляет разработку методов выявления психических нарушений, приемы психологической коррекции, разрабатывает методы воспитания и обучения детей, исходя из специфики функционирования их психики, реализует психологическую коррекцию дезадаптации в социальной среде.
Рисунок 1. Основные разделы дефектологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Концептуальные основы дефектологии
Дефектология представляет собой научную концепцию, отражающую специфику социальной жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями, способы коррекционного воздействия на социальное становление и развитие личности ребенка с отклонениями в развитии в условиях специального образования.
В основе дефектологии лежит ряд психолого-педагогических принципов, посредством которых познается и исследуется развитие, воспитание и обучений детей с отклонениями в развитии. К ним относятся:
- Принцип системности. Он отражает функционирование коррекционного педагогического процесса, как системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов.
- Принцип единой направленности педагогического процесса.
- Принцип гуманистической направленности коррекционной педагогической деятельности. предполагается, что специальное образование направлено на развитие у личности с отклонениями в развитии гуманистических свойств и гуманистических ориентиров деятельности.
- Принцип использования комплексного педагогического воздействия. Означает использование в коррекционной педагогике совокупности различных методов и средств, ориентированных на достижение ее целей и задач.
- Принцип уважительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Ребенок не должен восприниматься, как «ущербный» объект учебно-воспитательной деятельности, а быть ее полноценным субъектом.
- Принцип разумности. Означает, что все требования и запросы к ребенку, должны отвечать его реальным возможностям.
- Принцип совмещения в коррекционной работе прямых и косвенных педагогических приемов деятельности.
- Принцип акцентирования внимания на положительных моментах. Нельзя акцентировать внимание на острых проблемах развития. Важно, рассматривать положительную динамику коррекционной работы, наличие положительных сдвигов в развитии ребенка.
- Принцип единого целевого назначения всех процессов диагностирования и коррекции.
- Принцип заложения в основу коррекционных программ образования индивидуальных параметров развития ребенка, возрастной специфики функционирования его психических процессов и степени проявления тех или иных отклонений.
- Принцип объединения с социально значимым для личностного развития ребенка с отклонениями в развитии, ближайшим окружением, социальными институтами и гражданами.