Структура и этапы научной дискуссии студентов
Научная дискуссия – это наиболее совершенная форма научного диалога. Она представлена четким сопоставлением различных точек зрения по самым актуальным вопросам с целью установить пути их разрешения, а, в идеале, прийти к общему решению. Научная дискуссия считается тем более плодотворной, чем больше интересных и трудных вопросов возникает в ее ходе, чем больше ответов нужно обдумать и найти участникам дискуссии.
Ориентируясь на поиск и утверждение нового знания, ученые или студенты-исследователи вступают в диалог со своими предшественниками или со своими оппонентами-современниками. Диалог перетекает в спор, когда при столкновении разных мнений каждый участник спора стремится к победе своей точки зрения, доказывает ограниченность или ошибочность других позиций. Как показывает история науки, ученые всегда находятся в споре, но не любой спор становится научной дискуссией. Обязательное условие научной дискуссии – четко сопоставлять альтернативные точки зрения по актуальным вопросам, чтобы установить пути их решения. При этом идет построение системы эмпирических и теоретических аргументов, базирующихся на уже принятых в научном сообществе истинах. Обе стороны ориентируются на принятие научным сообществом отстаиваемой концепции, и новое знание начинает проходить испытание на прочность.
В структуре научной дискуссии наиболее важное место отводят вопросу, который возникает на определенном этапе перед любым научным сообществам. Вокруг решения вопросов выстраивается система разнообразных ответов. Если использовать термины теории аргументации и логики дискуссии, то это тезисы и система тезисов, вокруг обсуждения которых разворачивается дискуссия, выстраивается система аргументации привлекаемых доводов – эпистемических и эмпирических, а также личностно-психологических, которые адресуются научному сообществу, чтобы адекватно воспринимать, понимать и принимать новую концепцию, вписать ее в культуру, сформировать новые научные убеждения.
В целом схема (структура логики) научной дискуссии может быть представлена следующим образом:
- мотивы дискуссии – вопрос, возникший перед научным сообществом;
- система ответов или выдвижение гипотез и тезисов дискуссии;
- аргументы и критерии их подбора – эпистемические и психологические;
- восприятие научным сообществом обосновываемой концепции;
- понимание;
- принятие или непринятие;
- новое научное убеждение в качестве цели, реализованной в ходе дискуссии.
Достоинства и недостатки участия студентов в научных дискуссиях
Научные дискуссии могут быть очными и заочными. На очных обязательно должен присутствовать сам исследователь. Ему необходимо выступать перед другими студентами и учеными, доказывая свою позицию, отвечая на вопросы аудитории и т.д. Заочными дискуссиями предполагается отправка материала в издательство, где он проходит конкурсный отбор среди некоторого количества научных работ. Лучшие из них публикуются в сборниках научных трудов.
Участие в научных дискуссиях всегда добровольное. Преподаватели стремятся заинтересовать и замотивировать студентов на участие в такого рода мероприятиях, давая обещание поставить дополнительные баллы, автомат за экзамен и другие привилегии.
Сущность его заключается в следующем: помогать людям, повышать уровень комфорта в любом виде деятельности. В дискуссиях могут быть затронуты глобальные вопросы, решение которых невозможно без острого ума и понимания тематики.
В процессе дискуссионного обсуждения каждому студенту необходимо предоставить свой вариант решения проблемы через профессиональные знания, находящиеся у него на момент дискуссии.
Участие в дискуссиях не может пройти бесследно для участников. Эти мероприятия несут для студентов следующую пользу, помогая:
- расширить кругозор участников через ознакомление их с актуальными проблемами;
- привить самостоятельность, так как участникам необходимо провести собственное исследование и зафиксировать ряд полученных результатов. Координация действий осуществляется научным руководителем;
- развивать личные и профессиональные качества, такие как компетентность, этика, повышение квалификация, получение углубленных знаний в рамках избранной специализации и т.д.;
- развить ораторские способности: навык выступления перед публикой, отстаивания своей позиции, подбора и озвучивания аргументов, формулирования выводов, достойного представления интересов ВУЗа или другой организации, грамотного ответа на вопросы со стороны других участников и т.д.;
- установить новые связи и контакты для общения: на научных конференциях при проведении дискуссий можно встретить единомышленников, друзей по интересам и пр.;
- научиться воспринимать критику спокойно и достойно, смотреть на свою работу со стороны и объективно ее оценивать;
- заключить договор о сотрудничестве с другими участниками дискуссии.
К недостаткам участия в научных дискуссиях можно отнести финансовые затраты, так как не во всех конференциях участие бесплатное, иногда требуется оплата специального сбора, связанного с пребыванием в определенном месте в определенное время, если конференция очная, либо расходы на отправку материалов в издательство. Заочные дискуссии менее затратны, однако они лишают участников возможности полноценного общения, делиться впечатлениями и опытом, а также обмена знаниями и т.д.
Таким образом, участие в научных дискуссиях полезно и студентам, и преподавателям или соискателям ученой степени. Такого рода мероприятия открывают дорогу в научный мир, давая возможность участникам погружаться в науку и совершать настоящие прорывы.