Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Народная культура в педагогическом учении К. Д. Ушинского и в современном образовании

Идея народности воспитания

Определение 1

Народная культура – это традиционная культура, которая состоит из культурных пластов разных эпох от глубокой древности до сегодняшнего дня, субъект которой – народ, то есть коллективная личность, подразумевающая объединение всех индивидов коллектива общими культурными связями и механизмами.

Определение 2

Народность в воспитании – это педагогическая интерпретация ведущего социального лозунга эпохи падения крепостного права – идеи служить народу.

В учении Ушинского понимание народности воспитания и школы было требованием демократизировать образование, привести его в соответствие с интересами и потребностями общества.

Основой педагогической системы Ушинского является идея народности. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, которое обусловлено его историческим развитием, а также географическими и природными условиями.

Ушинский считал, что основная черта воспитания русского человека – развитие у детей патриотизма и любви к родине. Лучшее выражение народности – родной язык, то есть основа обучения русского человека – русский язык. Такое воспитание должно развить в детях национальную гордость, чуждое шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно воспитывает в детях чувство долга перед родиной, приучает их ставить общие интересы превыше личных.

Наряду с идеей народности в качестве основы воспитания, Ушинский в своей педагогической системе ставил вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Родной язык, по мнению Ушинского, - не только лучше всего выражает духовные свойства народа, но и является лучшим народным наставником, который учил народ еще до того, как появились книги и школы. При усвоении родного языка, ребенок воспринимает не только звуки и их сочетания, но видоизменения и понятия, воззрения, чувства и художественные образы.

«Народная культура в педагогическом учении К. Д. Ушинского и в современном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Учитель и его подготовка

Ушинский высоко ценил роль учителя, он считал влияние педагога на учеников той воспитательной силой, которая не может быть заменена никаким уставом или программой, никакой организацией учебного заведения.

Деятельность учителя, по мнению Ушинского, более любой другой требует постоянного воодушевления: внешне она кажется однообразной, ее результат видно нескоро, в ней силен риск, что преподавание станет просто механическим. Ушинский предостерегал учителей от этого, призывая их постоянно двигаться вперед.

Учителю необходимо быть не просто преподавателем того или иного предмета, но и воспитателем, любить свою работу, ответственно относиться к делу воспитания, быть образованным человеком, знающим педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом.

Ушинским был разработан подробный план подготовки учителей начальных классов. В соответствии с этим планом, учительские семинарии должны открываться не в крупных центрах, а в маленьких городах и селах, чтобы воспитанники не поддавались соблазнам большого города, а учителя могли полностью отдаться работе в учительской семинарии, не растрачивая себя на совместительство в других учебных заведениях.

Учительская семинария – педагогический центр, при котором были организованы высшие педагогические курсы для лиц, которые получили университетское образование, а также руководителями и учителями семинарии организовывались лекции на педагогические темы и пр.

В соответствии с проектом Ушинского открыли лучшие учительские семинарии, например, Закавказская учительская семинария в Гори.

Ушинский об уроках и методах обучения

Ушинский уделял много внимания урокам. Необходимое условие успешной организации учебных занятий в школах – класс с устойчивым составом учеников в качестве основного звена школьного обучения, устойчивое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учениками рассматриваемого класса, сочетающиеся с индивидуальными занятиями при условии ведущей роли учителя.

Виды учебных занятий на уроках могут быть крайне разнообразными:

  • сообщение новых знаний;
  • упражнения;
  • повторение пройденного материала;
  • учет знаний;
  • письменные и графические работы учеников.

У каждого урока должна быть цель, он должен быть законченным и иметь воспитательный характер. В связи со сравнительно быстрой утомляемостью внимания детей, Ушинский рекомендовал изменять занятия и разнообразить методы.

Также Ушинский настаивал, что большую роль в развитии у детей самостоятельности работы, играют правильные приемы самостоятельной работы под контролем учителя в классе. Для этого нельзя задавать детям домашние задания, пока они не овладеют в полной мере правильными навыками самостоятельной работы.

Ушинский выделял три основные задачи преподавания:

  • развивать речь ребенка;
  • научить детей сознательно обладать сокровищами родного языка;
  • помочь детям усвоить логику родного языка и его грамматику.

Все три задачи должны выполняться одновременно.

Чтобы эффективнее развивать речь, Ушинский рекомендует использование систематических упражнений – устных, а позже письменных, которые должны идти с постепенным нарастанием сложности. Большое значение придают правильной речи педагога. Решение второй задачи достигают через изучение народной поэзии и лучших образцов художественной литературы.

Ушинский требовал тщательно подбирать произведения для чтения детьми. Они должны быть высокохудожественными и доступными для детского понимания, пробуждать в детях энергию и жизнерадостность.

Также Ушинский выделял большую роль сказок, былин, народных песен, пословиц и загадок. Из произведений русских писателей он считал подходящими и доступными для детского чтения произведения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других.

Также Ушинский придавал большое значение грамматике как логике языка, но предостерегал от двух крайностей:

  • сухой грамматизм – чрезмерное увлечение грамматикой;
  • пренебрежение грамматикой, то есть ее недооценка.

Любое грамматическое правило должно стать выводом из употребления языковых форм, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей необходимо подводить постепенными упражнениями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot