Понятие и цели музыкального воспитания
Неотъемлемой чертой гармоничного человека является его высокая культура, достигаемая в процессе художественного образования и воспитания, в том числе и музыкального.
Музыкальная культура человека формируется во время активной музыкальной деятельности, в процессе игры на музыкальных инструментах, знакомства с музыкальными произведениями, приобретаются навыки и умения, необходимые для сознательного восприятия и эмоционального выразительного исполнения музыки. Однако, сама только музыкальная деятельность не может решить всех задач музыкального воспитания, необходимо целенаправленная, систематическая работа, позволяющая осуществлять музыкальное воспитание.
Основной целью музыкального воспитания является формирование эмоциональных, эстетических, нравственных, общечеловеческих и национальных качеств личности средствами музыки.
В качестве специфических задач музыкального воспитания выделяются:
- воспитание интереса, любви к музыке;
- обогащение музыкальными впечатлениями;
- развитие навыков всех видах музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах;
- содействие воспитанию и формированию эстетических чувств и музыкального вкуса;
- влияние на всестороннее развитие человека;
- развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности;
- формирование музыкально-эстетической культуры.
Кроме этого, музвоспитанием преследуются более общие, высокие задачи:
- воспитывать национальную гордость и патриотические чувства;
- воспитывать любовь к родному краю, к природе;
- воспитывать любовь к народным песням, народным традициям, обычаям и обрядам; интерес к творчеству композиторов;
- воспитывать чувство товарищества, уважения и любви к родителям, родным.
Методы музыкального воспитания
В научных и методических исследованиях описан значительный спектр методов и технологий музыкального воспитания.
Методы музыкального воспитания направлены на получение эмоционального отклика, воспитание эстетического отношения к музыке, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
Так, исследовали различают общепедагогические методы и методы, определяе¬мые спецификой музыкального искусства.
К общепедагогическим методам сообщения и получения информации относятся:
- По внешней форме проявления: беседа, рассказ, объяснение, информационно-уведомительный, работа с книгой (средством является слово как основной источник общения ученика с учебным материалом через педагога, текстовое руководство, техническое устройство); иллюстрирование, демонстрация, наблюдения (через средства наглядной передачи информации); самостоятельная работа, упражнения (через практическое выполнение);
- По содержанию: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные (через познавательную деятельность учащихся); индуктивные, дедуктивные, методы аналогии (путем логического мышления); анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (через объединение или расчленение знаний).
Специфические методы и приемы музыкального обучения:
- Методы обучения теории и истории музыки: словесно-информационные (рассказы, объяснения, беседы по истории и теории музыкального искусства, текущий комментарий); словесно-наглядные (использование схем, таблиц, фонозаписей, исполнение фрагментов музыкального материала на инструменте); словесно-практические (составление докладов, написания тестов, самостоятельная работа с книгой, в Интернете, активное слушание музыки);
- Методы и приемы музицирования на музыкальных инструментах, активное слушание музыки, ритмично-двигательной интерпретации музыкальных произведений: наглядно-информационные (прослушивание музыкальных произведений, демонстрационный показ игры на музыкальных инструментах, информация относительно сложностей технического характера); практически-поисковые (многократное повторение, техническая отработка приемов игры; «забегание» вперед и возвращение к пройденному материалу, выполнение специальных упражнений, ритмично-двигательная интерпретация музыкальных произведений, приемы звукоизвлечения); практически-эвристические (самостоятельное составление музыкальных упражнений, игр и забав); комплексные (создание «композиций» в форме диалога, музыкальных ансамблей и др., что предусматривает комбинации различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения, организации групповой деятельности);
- Методы обучения и развития музыкальных и личностных качеств: практически-аналитические (анализ музыкальных произведений, подбор музыкального материала, шедевров мировой классики, их ремиксов, музыкального фольклора и др.); обучение произвольному музыкальному воспроизведению (импровизация, коллективное музицирование, создание проектов); стимулирование музыкального обучения (ориентация на истинные, настоящие ценности музыкального искусства, прием расширения художественного опыта; активизации музыкальной деятельности).
К способам воспитания, определяемыми спецификой музыкального ис-кусства, исследователи также относят: размышления о музыке, моделирование художественно-творческого процесса, стремление педагога не навязывать музыку, а убеждать, не развлекать, а радовать ею, метод импровизации; метод эмоциональной драматургии; метод стилевого различения; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод создания «композиций»; активное слушание, подражание; соотнесение музыкальных явлений с аналогичными явлениями в других видах искусств; активизация различных видов музыкальной деятельности через художественную учебно-творческую деятельность человека в области других искусств.
Кроме того, среди методов музыкального воспитания выделяются:
- методы художественно-эстетического воздействия на сознание, чувство и волю учащихся,
- методы организации групповой деятельности и формирования опыта общественного поведения,
- методы регулирования, коррекции, стимулирования положительного поведения и деятельности человека (соревнования, наказание, поощрение).
Специфика музыкального воспитания состоит так же в широком использовании таких методов как игровой и проектный: с помощью игрового метода формируется много положительных качеств, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные и творческие способности; использование инновационных технологий в реализации проектов является качественным средством обучения и воспитания. Метод проектов направлен на привлечение к самостоятельному поиску знаний, ведь проблемная ситуация должна вскрыть противоречия.
Таким образом, музыкальное воспитание осуществляется с помощью комплекса методов, которые способствуют достижению цели и решению задач воспитания - формированию эстетического отношения к музыке, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, душевного, выразительного исполнения.