Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музыка как средство эмоционального воспитания личности школьника

Музыкальное искусство как средство эстетического и нравственного развития учащегося

Замечание 1

Музыкальное искусство – это одно из эффективных средств нравственного и эстетического развития личности.

Данный вид творческой деятельности способствует развитию нравственной стороны личности через воздействие на ее эмоциональный аспект. Музыка заставляет человека испытывать комплекс эмоциональных переживаний, которые оказывают определенное воздействие на нравственное и эстетическое развитие. Если эмоции, испытываемые при прослушивании музыки, оказываются достаточно сильными, то они становятся мотивом, побуждающим личность к действию. Это действие проявляется в формировании нравственного ориентира или эстетического качества. Таким образом, постоянное систематическое эмоциональное восприятие музыки, эмоциональные переживания способствуют эмоциональному и духовному развитию личности, формируют его нравственные и эстетические свойства.

Воздействие музыки на эмоции и нравственность личности заключается в формировании нравственных образов и эстетических идеалов посредством оказания художественного воздействия на интеллектуальную и чувственную сторону личности.

Воздействие музыкального искусства на эмоции человека является достаточно сложным, а главное, субъективным процессом, так как каждый человек является индивидуальностью и обладает разной степенью восприимчивости музыки. Восприятие музыкальных произведений определяется эстетическим развитием личности, ее общей культурой, художественным вкусом, настроением человека.

Механизм воздействия музыкального искусства на духовное, нравственное, эстетическое и эмоциональное развитие личности можно определить следующими положениями:

  1. Эмоциональное восприятие музыкального творчества определяется спецификой сопереживания и его психологическими параметрами. Восприятие музыкального произведения будет полноценным, если человек сможет пережить опыт автора, его эмоциональное состояние, вложенное в произведение, как свой собственный опыт и свои собственные переживания;
  2. Благодаря музыкальным произведениям учащийся постигает духовно-нравственное устройство мира, формирует в своем сознании эстетическое отношение к нему;
  3. Музыкальные произведения создают чувственную связь человека с духовным миром;
  4. Музыкальное искусство осмысливается слушателем через этическое, интеллектуальное или эстетическое восприятие;
  5. Осознанное занятие позиции слушателя по отношению к музыкальному произведению за счет чего происходит его эмоциональное развитие.
«Музыка как средство эмоционального воспитания личности школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, чтобы эмоциональное развитие было реализовано музыкальными средствами, необходимо развивать у учащихся навыки эмоционального восприятия музыки, достигая осознанности этого процесса.

Методы развития навыков эмоционального восприятия музыкального искусства

Чтобы музыкальное воспитание и обучение имело должный эффект, а именно способствовало эмоциональному развитию личности учащегося, требуется воспитание интереса к музыкальному искусству, формирование эстетического восприятия музыки, чувственного взгляда на музыкальное творчество. В основе данных направлений развития лежит эмоциональное восприятие музыкального искусства. Оно формируется на уроках музыки посредством применения следующих методов:

  • Метод размышления о музыке. Он основан на методах проблемного обучения. В основу учебного занятия ставится проблема, которую можно решить посредством музыкального творчества или конкретного произведения. Учащиеся должны найти способ решения данной проблемы и сделать выводы о значении музыки в конкретной области деятельности.
  • Метод опережения и возврата. В его основе лежит установление связей между всеми темами, изучаемыми на уроках музыки в течение школьного обучения. Периодически, необходимо возвращаться к музыкальным композициям, которые изучались ранее, связывать их с текущей темой учебного занятия, а затем брать музыкальное произведение, которое предстоит познавать позднее и связывать его с ними. Это позволяет учащимся улавливать эмоциональный компонент, заложенный в музыкальном творчестве.
  • Метод музыкальных обобщений. В его основе лежит теоретическая информация о музыке и музыкальном творчестве, исходя из тематики программы обучения: текущего урока и всего курса.
  • Метод эмоциональной драматургии. Он ориентирован на развитие и активное использование эмоционального отношения к музыкальному искусству. Музыкальные композиции включаются в программу обучения на основе принципов эмоционального контраста и поэтапного чувственного насыщения, т.е. первоначально осваивается восприятие наиболее простых музыкальных композиций, наполненных легким эмоциональным окрасом, а затем осуществляется освоение более сложных и эмоционально ярких музыкальных композиций.
  • Метод проектирования художественного контекста. Он основан на включении в музыкальные занятия компонентов других направлений искусства: художественного творчества, танцев, а также истории музыки, ее связи с природой и реальных жизненных ситуаций. Данный метод предполагает развитие эмоционального восприятия музыкального искусства через выход за границы музыкального творчества и установления связи музыки с героями музыкальных произведений и их чувствами.
  • Музыкально-дидактические игры. Игры способствуют освоению теоретической музыкальной информации и формированию нравственных качеств личности: чувства ответственности, сопереживания, товарищества и др. Игровая форма занятий позволяет более упрощенно объяснить детям значение сложных музыкальных понятий: темп, ритм, длительность нот, высота регистра и др. Кроме того, в игре учащимся легче расслабиться и дать свободу эмоциональному проживанию содержанию музыкального произведения. Это активизирует творческий потенциал учащихся и позволяет им полноценно ощутить эмоциональный компонент музыкального произведения, а также, воплотить свое чувственное восприятие музыки.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot