Сущность учебной мотивации
Учебная мотивация – это разновидность мотивации, отражающей стремление учащихся к познанию окружающей действительности, получению разнообразных знаний и навыков деятельности, участию в учебной деятельности.
Основным компонентом учебной мотивации, как и любой другой, является мотив.
Мотив – это побудитель к достижению конкретной цели.
В учебной деятельности имеется определенное целевое назначение. Цели обучения отличаются на его разных стадиях. На каждом учебном занятии присутствует своя мини-цель, которая является составным компонентом общей образовательной цели, для достижения которой и организуется вся образовательная деятельности, проходятся все стадии обучения, выполняются различные направления учебной деятельности.
Чтобы цель обучения была достигнута, необходим мотив, который будет направлять деятельность учащихся, стимулировать их познавательную активность, развивать их потребность в достижении цели обучения.
Рисунок 1. Учебная мотивация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мотивы, входящие в состав учебной мотивации, бывают двух видов:
- Понимаемый мотив – понимание необходимости учиться, без совершения каких-либо действий, направленных на это. Учащийся знает, что учиться необходимо, даже понимает значимость обучения, имеет представления о его пользе и эффекте, но, при этом, у него отсутствует побуждение к учебной деятельности.
- Реально действующий мотив – реальный побудитель к учебной деятельности, т.е. то, что заставляет учащегося принимать участие в учебном процессе. Учащийся может учиться не потому, что хочет получить знания об окружающем мире, всесторонне развиться, а потому, что понимает, что без учебной деятельности невозможно закончить школу, перейти на следующий этап жизнедеятельности, заслужить повалу, получить какие-то награды и т.д.
Учебная мотивация может быть, как положительной, так и отрицательной.
Положительная мотивация может быть связана с итогами учебной деятельности, т.е. с тем, что учащийся желает получить по завершению учебной деятельности, или с ее целевым назначением, т.е. с тем, что учащийся стремится к развитию и познанию окружающего мира. Формирование мотивации, связанной с целевым назначением обучения, основывается на его организации: применение творческого подхода, инновационных методов обучения, исследовательской и проектной работы.
Рисунок 2. Мотивация к учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основы мотивации к учебной деятельности
Учебная мотивация держится на трех составляющих:
- Ощущение самостоятельности в процессе поиска знаний. Этот показатель отражает принятие себя в качестве субъекта учебного процесса. Если учащийся понимает, что от его учебной деятельности зависит и результат его обучения, получение каких-то выгод для себя и окружающих, то его желание учится растет. Развитию данного мотивационного компонента способствует использование современных методов в учебном процессе: метод мозгового штурма, методы проблемного обучения, экспериментирование.
- Ощущение свободы выбора. Мотивация к учебной деятельности возрастает, если учащийся не чувствует на себя стороннего давления. Ему необходимо чувство свободы, т.е. развитое стремление к учебной деятельности, но основанное не на принуждении к ней, а свободном выборе, проявлению инициативы к познанию. Развитие данной мотивации достигается исключением из лексики педагога фраз: «Вы должны…, «Вам необходимо..» и добавление таких, как: «Выберете сами, какой проект хотите выполнить», «Найдите свой путь решения поставленной задачи» и т.д. Такие фразы придают учащемуся чувство значимости и самостоятельности в решении, поставленной задачи.
- Ощущение собственной успешности. Чтобы желание учится было значимым, необходимо дать учащемуся чувство собственной компетентности в учебной деятельности. учащийся должен понимать, что он может что-то сделать, видеть результаты своего труда, получать поощрение за выполненную работу. Для этого, необходимо давать оценку деятельности учащихся, поощрять их успехи, творческие начинания.
Эмоциональный компонент мотивации к учебной деятельности
Эмоциональное содержание любого вида деятельности является приоритетным побудителем к ней.
Эмоциональный компонент мотивации к учебной деятельности отражает переживания учащихся, возникающие по поводу итогов учебной деятельности, чувственное восприятие учебного процесса, отношение к разным аспектам обучения и направлениям учебной деятельности.
Чтобы эмоциональный компонент учебной мотивации приносил должный эффект т.е. служил побудителем к учению, эмоции, испытываемые в учебном процессе должны носить положительный характер. Положительные эмоции в учебном процессе могут быть вызваны следующими направлениями деятельности:
- Интерес к нахождению в школе. Учащимся нравится посещать школу, общаться с товарищами.
- Учебные достижения. Достижение успехов в учебном процессе приносит положительные эмоции учащимся и заставляет их почувствовать свою силу и значимость.
- Изучение чего-то нового. Новая учебная дисциплина или тема учебного занятия, особенно, если она преподнесена в интересной форме, вызывает эмоциональный всплеск у учащихся, активизирует их любопытство и стремление его удовлетворить.
- Освоение способов самостоятельного учения. Если учащиеся постигают способы получения новой информации, новые методы практической деятельности, это вызывает положительные эмоции от учебного процесса.
- Стиль преподавания педагога. Учащиеся чувствуют себя комфортно, если педагог открыт для общения, использует творческий подход к делу, дает учащимся максимум самостоятельности в учебном процессе, позволяет почувствовать себя исследователями.
Все эти положительные эмоции являются мотивами к учебной деятельности за счет того, что они создают комфортную учебную среду для учащегося.
Важно, исключить или минимизировать возникновение стрессовых ситуаций. От них учащийся будет испытывать отрицательные эмоции и стремиться их не допускать, а соответственно не посещать учебное заведение, не преодолевать трудности, не решать сложные учебные задачи.