Организация моделирования образовательных процессов
Моделирование – это отражение свойств исследуемого объекта с помощью научных понятий и предметно-имитирующих конструкций.
Модель объекта позволяет получить новые сведения, новые данные об изучаемом объекте. Моделирование выступает способом познания, посредством которого изучаются разные объекты и процессы.
Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Моделирование активно используется в качестве метода исследования педагогической действительности, образовательного процесса, его разных сторон и процессов.
Использование моделирования в качестве метода исследования опирается на приемы аналогии познания т.е. создается объект со сходными параметрами реального объекта и проводится его исследование по определенным правилам. Таким образом, исследуется не сам образовательный процесс, объект, а его аналог, созданная модель с признаками, приближенными к реальным.
Выступая методом педагогических исследований, моделирование имеет два приложения:
- Инструмент познания, которым должны владеть учащиеся. В этом случае, моделирование направлено на развитие научного типа мышления, навыков оперирования теоретическими понятиями.
- Одно из составных компонентов учебных действий, являющихся составным элементом учебной деятельности.
Модель образовательного процесса предполагает:
- Создание образа, аналогии образовательного процесса, с отражением его значимых свойств;
- Создание в модели образовательного процесса его гипотетического описания, что дает возможности предвидения новых свойств объектов;
- Предоставление абстрактной характеристики, изучаемого объекта;
- Отражение существенных, значимых свойств объектов;
- Формализацию образовательного процесса и его отдельных объектов;
- Внесение компонентов фантазии, творческого видения исследуемого объекта;
- Отражение видения исследователя сущностных характеристик образовательной деятельности.
Модель образовательного процесса является средством решения, поставленной в исследовании задачи. Она позволяет получить целостное представление об образовательном процессе и полноценную картину образовательной работы, рассмотреть ее с разных сторон.
Модель является динамическим процессом. Она может развиваться по мере развития научных знаний и совершения выводов по ходу исследования, а может и умирать т.е. приходить в негодность из-за несоответствия ее характеристик развитию реального образовательного процесса. В этом случае ее необходимо заменить на новую модель.
Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:
- Целевой компонент.
- Содержательный компонент.
- Организационный компонент.
- Аналитический компонент.
- Результативный компонент.
Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.
Алгоритм моделирования при исследовании педагогических процессов
Рисунок 2. Педагогическое моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование моделирования в качестве метода педагогического исследования реализуется по следующему алгоритму:
- Определение целевого назначения исследования педагогического процесса, объекта или явления с выбором сущностных его свойств и параметров.
- Создание моделей – их разных вариантов, с наделением их необходимыми свойствами.
- Выражение вариантов моделей в виде абстрагированных образов математической или графической формы.
- Проведение мониторинга выбранной модели, оценки ее свойств и выявление на ее основе свойств и признаков, которые не были ранее предвидены и предположены.
- Корректировка модели на основании ее мониторинга или отказ от нее и создание новой модели.
В ходе моделирования происходит сопоставление теоретических идей, гипотез исследования с экспериментальными данными, которые позволяют подтвердить их или отвергнуть.
Условия построения модели педагогической деятельности
Создание модели педагогической деятельности предполагает соблюдение ряда условий ее продуктивности. К ним относятся:
- Обеспечение работы модели в соответствии с реальным объектом. Она должна демонстрировать его поведение или отдельные аспекты, отражать выполнение той же функциональной роли;
- На основе исследования модели должны быть получены новые знания, новые теоретические данные, открыты новые свойства, признаки, параметры оригинала. Иначе, моделирование не имеет смысла;
- Указание существенных признаков объекта, чьи свойства отражает модель. Она должна соответствовать, полноценно отражать сущностные характеристики реального объекта;
- Использование системы видовых моделей. Это условие не является обязательным, но позволяет полноценно исследовать объекты и процессы, рассмотреть их с разных сторон. Создается несколько моделей, отражающих структуру изучаемого объекта, его функции, назначение, использование в разных направлениях. Это позволяет раскрыть причинно-следственные связи исследуемого объекта;
- Модель не может быть полностью тождественна оригиналу. Да, она отражает его сущностные характеристики, но не является его клоном. Это позволяет дополнить модель иными свойствами и исследовать их актуальность, возможности практического применения. Таим образом, происходит жертвование полноты знаний для постижения сущности;
- Избегание чрезмерного абстрагирования при построении модели. Это необходимо для сохранение сути объекта и сущностных параметров исследования.
В ходе педагогического исследования могут строиться модели, опережающие исследование, а могут те, которые отражают его итоги т.е. дающие теоретические предположения, гипотезы исследования.
Модели позволяют увидеть все внутренние связи и зависимости, изучаемого педагогического процесса, отразить его сильные и слабые стороны. Это позволяет принимать управленческие решения, разрешать разнообразные образовательные задачи.