Сущность и целевое назначение моделирования
Моделирование – это метод, применяемый для изучения разного рода процессов и явлений, разработки вариаций принятия управленческих решений.
Моделирование осуществляется на основе построения моделей, которые являются заменителями реальных объектов, процессов и явлений. Методика предполагает описание структурного устройства, изучаемого объекта, его свойств и параметров, процесса его функционирования во времени и пространстве, а также характеристики особенностей развития.
Построение моделей позволяет воспроизвести связи, характеристики, особенности функционирования, тенденции и динамику развития, исследуемых объектов, систем, явлений и процессов, проанализировать их текущее состояние, спланировать и составить прогноз последующего развития и принять рациональное решение, обосновать его и эффективно воплотить на практике.
Методика моделирования хороша тем, что она обеспечивает системный и целостный подход к исследованию, что положительно сказывается на разработке методов целостного управленческого воздействия, позволяет получить новые знания и усовершенствовать параметры, исследуемых объектов или процессов.
В процессе моделирования предполагается создание образцов, как внешнего строения объектов, например, каких-то предметов познания, так и их функциональной роли или логического назначения.
Моделирование осуществляется в двух основных формах:
- Предметное моделирование – разработка образцов, отождествляющих пространственно-временные, функциональные, структурные и иные параметры исследуемого объекта. При такой форме моделирования создаются именно научные образцы.
- Знаковое моделирование - демонстрация характеристик и признаков объекта, посредством применения символов, черчения графиков, построения схем. В этой форме создаются логические модели, наделенные математическими свойствами.
Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как и любой процесс, включенный в систему образования, моделирование начинается с постановки цели разработки модели. Она определяет дальнейшее содержание моделирования, выбор форм, методов и средств организации данного процесса. Структура модели, ее составные компоненты определяются целевым назначением той или иной модели.
Целевым назначением моделирования может быть:
- Проведение анализа и оценки реальных параметров, создаваемого проекта или существующей системы и выявление соответствия структуры модели действительным требованиям;
- Выявление параметров исследуемой системы или их усовершенствование;
- Определение способов рационального построения того или иного процесса, его грамотной и продуктивной организации;
- Проведение сравнительной характеристики противостоящих друг другу систем, имеющих идентичное функциональное назначение;
- Составление прогноза функционирования системы или объекта, исходя из предполагаемых условий, в которых будет протекать процесс;
- Проведение мониторинга восприимчивости факторов, оказывающих определенное воздействие на систему. При этом, важно выявить те факторы, которые оказывают на поведение системы большее воздействие и характеризуют ее продуктивность деятельности;
- Проведение оптимизации воздействующих на систему факторов, чтобы выявить оптимальные параметры ее эффективного функционирования.
Для одного и того же объекта изучения может быть построено несколько моделей. Это объясняется тем, что в одной модели оптимально можно воплотить лишь определенные свойства или их группу, которые являются наиболее важными для данного объекта или процесса.
Классификация моделей, применяемых в педагогике
Модели научного исследования могут быть классифицированы по различным основаниям. Если модель выбирается, исходя из ее целевого назначения, то она может быть:
- Моделью-заменителем –заменять натуральный объект для удобства изучения;
- Моделью-представлением – давать общее представление об устройстве и параметрах исследуемого объекта;
- Моделью-интерпретацией – давать толкование объекта в виде его модели;
- Моделью-исследованием – изучение процесса или объекта, посредством применения модели.
Существует и иная классификация моделей, определяющая их целевое назначение:
- Понятийная модель – содержащая комплекс знаний об исследуемом объекте в виде утверждений, положений;
- Образная модель – отождествляет стороны, элементы, взаимосвязи объектов в разнообразных формах;
- Математическая модель – характеризует внутренние и внешние процессы объекта в формульном представлении;
- Физическая модель – отображает пространственные представления о структуре и функциях объекта.
В педагогике особенно актуальным является применение двух видов моделей:
- Статические модели – дают представление об объекте в определенный временной период.
- Динамические модели – демонстрируют изменение состояния объекта, обусловленные временными преобразованиями. Такая модель может выступать отражением стадий развития того или процесса или объекта.
Функциональное назначение моделирования
Процесс моделирования выполняет следующие основные функции:
- Дескриптивная функция – создание образцов, идентичных реальным процессам, системам и явлениям дает представление о мироустройстве в более полном виде и позволяет объяснить все процессы и явления, выявить их особенности функционирования. По сути это еще и познавательная функция.
- Прогностическая функция – составление прогнозов дальнейшего развития, исследуемых процессов, явлений, систем, объектов. Моделирование открывает возможности определения и планирования будущего поведения объектов в различных обстоятельствах.
- Нормативная функция – определяет возможности построения нормативного образа объекта т.е. отражает то, как должен выглядеть объект в идеале, какими параметрами обладать, отражая предпочтения исследователя или образовательной системы в целом.