Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Имитационное моделирование на основе деловых игр

Все предметы / Экономика / Имитационное моделирование на основе деловых игр
Содержание статьи
Определение 1

Имитационное моделирование – это метод научного исследования, который заключается в построении образа изучаемого явления (модели) и введения его в заранее установленные и управляемые условия окружающей среды (т.е. в проведении эксперимента).

Основные сведения об имитационном моделировании

Социально-экономические явления по своей структуре достаточно сложны. Кроме того, их непосредственной частью являются люди, жизнью которых по гуманистическим соображениям нельзя искусственно управлять в целях получения научных данных. В этих условиях экономисты для проведения научных исследований предложили использовать в объединенном формате два метода – моделирование и эксперимент. Результатом их сочетания является такой метод исследования, как имитационное моделирование.

Основные характеристики социально-экономического явления, которое является объектом научного исследования, представляются в некой абстрактной форме (модели), позволяющей получить ответы на изучаемые вопросы. Такую модель можно «проиграть» во времени, в пространстве и в других установленных заранее условиях. Это экспериментирование с моделью, а не с реальным объектом называется имитацией. Отсюда и произошло название «имитационное моделирование».

Имитационное моделирование представляет собой частный случай математического моделирования. С помощью имитационной модели объект можно описать на логико-математическом языке. Полученное таким образом описание может быть использовано для экспериментирования на компьютере и других средствах вычислительной техники, чтобы осуществить проектирование, анализ и оценивание функционирования изучаемого объекта.

Имитационное моделирование является тем методом научного исследования, применение которого оказывается наилучшим решением исследовательских задач в следующих случаях:

Готовые работы на аналогичную тему

  • экспериментирование на реальном объекте слишком дорого или невозможно;
  • аналитическую модель построить невозможно, поскольку в изучаемой системе присутствуют причинные связи, последствия, время, стохастические (случайные) переменные, нелинейности и т.п.;
  • необходимо сымитировать поведение изучаемой системы во времени.

Результатом имитационного моделирования обычно является набор чисел, который не позволяет установить связь между параметрами модели. Это считается его главным отличием от аналитического моделирования, в результате которого получается формула, чётко демонстрирующая взаимосвязь параметров модели и их влияние на моделируемую систему.

В настоящее время выделяют следующие виды имитационного моделирования:

  • дискретно-событийное моделирование – абстрагирование от непрерывной природы событий и рассмотрение только основных событий моделируемой системы;
  • системная динамика – построение между объектами и явлениями причинно-следственных связей, создание на их основе модели и ее имитация на компьютере;
  • агентное моделирование – изучение глобальных правил и законов как результата индивидуальной активности членов определенных групп.
Замечание 1

Имитационное моделирование нашло широкое применение в таких областях общественной жизнедеятельности, как предпринимательство, железнодорожные перевозки, логистика, управление проектами, ИТ-инфраструктура и т.п.

Деловые игры как метод имитационного моделирования

Одним из методов имитационного моделирования являются деловые игры. В рамках деловых игр имитации подвергается процесс принятия на предприятии (в различных производственных ситуациях) управленческих решений. Деловые игры имеют место быть в случаях конфликта или информационной неопределённости и предполагают следование определенным правилам, заданным группой людей или человеком с персональным компьютером в диалоговом режиме.

Как правило, деловые игры (бизнес-кейсы) используются для того, чтобы у начинающих руководителей или специалистов сформировались познавательные и профессиональные мотивы и интересы, навыки системного мышления и целостного представления окружающего мира. Помимо этого, в процессе деловых игр у их участников формируются умения коллективной мыслительной и практической работы, общения, принятия решений. Участники деловой игры по ее окончанию должны быть знакомы с методами моделирования, социального, инженерного и математического проектирования, уважительно относиться к коллективным и общественным ценностям и установкам.

Центральным элементом любой деловой игры является имитационная модель объекта (например, предприятие, профессиональная деятельность, совокупность законов и т.п.). Она в сочетании с внешней средой формирует проблемное содержание игры. Игровая деятельность участников игры (организуемых в команды и выполняющих определенные роли) представляет собой вариативное воздействие на имитационную модель, определяемое правилами игры, состоянием модели и взаимодействием игроков.

Данную систему воздействия зачастую рассматривают как модель управления. Поэтому метод деловых игр получил широкое распространение в менеджменте и предпринимательстве. Многоальтернативность решений, предполагаемая деловой игрой, позволяет игрокам ощутить себя в роли настоящих менеджеров и предпринимателей и (с некоторыми оговорками) на практике применить знания, полученные из теории. В то же время в деловой игре существует система оценивания деятельности участников игры, которая позволяет определить их текущий профессиональный уровень.

Таким образом, деловые игры можно рассматривать как средство для достижения учебных целей. При этом путь их достижения должен проходить через диалогическое общение и творческую работу участников деловой игры. Именно всестороннее коллективное обсуждение учебного материала позволит обучающимся получить комплексное представление о профессионально значимых процессах и деятельности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Ивановна Ковалева

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис