Основная характеристика модели интеграции содержания учебных дисциплин
В настоящее время содержание современного образования имеет раздробленное строение, по принципу дисциплинарности. Особенно это касается естественнонаучного образования. Изначально дисциплинарное дробление было разработано в рамках технократической парадигмы, в данный момент оно в полной мере отражает состояние всех естественных учебных наук. Предпочтение в дроблении дисциплин отдается первую очередь классическим наукам, в неклассических науках (появившихся в ХХ в.) практически отсутствуют идеи синергетики. К классическим наукам относятся – знания о природе и механизме самоорганизации, эволюции социальных, химических, биологических и иных системах.
На сегодняшний день, можно сказать, что дидактика делает свои первые шаги в направлении внедрении и адаптации синергетики в содержание учебных дисциплин школьного образования.
Синергетика учебных дисциплин позволит более точно и полно показать единство всего существующего в мире, выстроить представление о модели мира, то есть сформировать полноценную синергетическую картину через призму собственного понимания.
Понятие «интеграция» является математическим, под ним понимается действие (суммирование) обратное дифференцированию (разделению).
Применительно к содержанию конкретных учебных дисциплин, которые уже дифференцированы в учебной программе школы на несколько образовательных областей, интегрирование направлено на:
- формирование у учащихся единой картины мира, основанной на научных знаниях и представлениях;
- исключение возможности дублирования и повторения одной и той же информации в разных учебных предметах;
- осуществление взаимосвязи разных предметных систем знаний;
- осуществление разгрузки и оптимизации режима учебного труда учащихся и т.д.
Технология интегрированного образования позволяет получить как можно больше разнообразных моделей (решений), которые отличаются друг от друга разными параметрами.
Основные целевые ориентации модели интеграции:
- Осуществление преодоления предметного центризма в обучении.
- Формирование целостного восприятия картины мира у учащихся.
- Формирование у учащихся межпредметных (межсистемных) знаний.
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»
В естественнонаучной картине мира такие предметы как физика, химия, география, биология и т.д., объединяются в системы. В настоящее время, для того, чтобы создать эффективные условия для ее успешного познания среди учащихся, имеются попытки проведения объединенных курсов.
Например: естествознание – биология, химия и география; конструирование – математика и труд; мировая художественная литература – ИЗО, история, литература и музыка.
Помимо внедрения интегрированных учебных дисциплин в школьную образовательную программу, так же осуществляется их внедрение в профессиональное образование.
Например: «Физика с основами промышленного производства», «Природоведение и сельское хозяйство».
Часть интегрированных дисциплин вводится в учебную программу в качестве дополнительных (факультативных). Однако в настоящее время существуют такие интегрированные дисциплины, которые утверждены законодательно и предусмотрены государственным образовательным стандартом в качестве обязательных, к освоению учащимися.
Например: «Основы естественнонаучного познания мира», «Концепция современного естествознания».
Данные интегрированные образовательные курсы объединяют в себе такие учебные дисциплины как химия, физика, биология, математика. В рамках общеобразовательных школ они изучаются в выпускных класса, в профессиональных учебных заведениях на первых курсах.
Основная цель указных интегрированных дисциплин заключается не только в изучении самой дисциплины, но и в комплексной переработке учебного материала, который учащиеся усвоили ранее, в рамках различных предметов. То есть, учащимся необходимо по итогу изучения интегрированной дисциплины понять логическую взаимосвязь наук между собой.
Интегрированные занятия (уроки)
Помимо интеграции содержания учебных дисциплин, интегрированная модель обучения воплощается в рамках интегрированных занятий (уроков).
В последние годы интегрированные уроки получили большое распространение, так как они позволяют обобщить полученные знания и сформировать целостное представление об окружающем мире.
Интегрированные уроки проводятся на основе междпредметной, внутрипредметной и межсистемной интеграций, то есть путем объединения нескольких учебных предметов. Формами проведения выступают: экскурсии, походы, путешествия, уроки-погружения и т.д.
Чаще всего интегрированные уроки используются педагогами как своего рода обобщения пройденного ранее, с целью понимания взаимосвязи между полученными знаниями и усвоения родственных связей между темами.
Организация интегрированных уроков позволяет:
- Определить предметные знания об объекте или явлении.
- Значительно сократить временные затраты на усвоение учебного материала.
- Высвобождение учебного времени на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, контроля знаний и т.д.
Например: Интегрированное учебное занятие «Кристаллы» (позволяет объединить несколько тем из физики и химии). Интегрированное занятие «Географические открытия» (объединение тем из географии и истории).
Помимо интегрированных учебных занятий, в рамках современных школ актуальным и востребованным становится проведение интегрированных учебных дней.
Например: В интегрированный учебный день последовательно друг за другом ставятся учебные дисциплины физика, химия и биология, ведут их три разных педагога. Общим является тема. Тем самым осуществляется неотсроченная интеграция естественнонаучных знаний, которые дети получают во время изучения различных дисциплин.