Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах

Основная характеристика модели интеграции содержания учебных дисциплин

В настоящее время содержание современного образования имеет раздробленное строение, по принципу дисциплинарности. Особенно это касается естественнонаучного образования. Изначально дисциплинарное дробление было разработано в рамках технократической парадигмы, в данный момент оно в полной мере отражает состояние всех естественных учебных наук. Предпочтение в дроблении дисциплин отдается первую очередь классическим наукам, в неклассических науках (появившихся в ХХ в.) практически отсутствуют идеи синергетики. К классическим наукам относятся – знания о природе и механизме самоорганизации, эволюции социальных, химических, биологических и иных системах.

На сегодняшний день, можно сказать, что дидактика делает свои первые шаги в направлении внедрении и адаптации синергетики в содержание учебных дисциплин школьного образования.

Синергетика учебных дисциплин позволит более точно и полно показать единство всего существующего в мире, выстроить представление о модели мира, то есть сформировать полноценную синергетическую картину через призму собственного понимания.

Замечание 1

Понятие «интеграция» является математическим, под ним понимается действие (суммирование) обратное дифференцированию (разделению).

Применительно к содержанию конкретных учебных дисциплин, которые уже дифференцированы в учебной программе школы на несколько образовательных областей, интегрирование направлено на:

  • формирование у учащихся единой картины мира, основанной на научных знаниях и представлениях;
  • исключение возможности дублирования и повторения одной и той же информации в разных учебных предметах;
  • осуществление взаимосвязи разных предметных систем знаний;
  • осуществление разгрузки и оптимизации режима учебного труда учащихся и т.д.
Замечание 2

Технология интегрированного образования позволяет получить как можно больше разнообразных моделей (решений), которые отличаются друг от друга разными параметрами.

«Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные целевые ориентации модели интеграции:

  1. Осуществление преодоления предметного центризма в обучении.
  2. Формирование целостного восприятия картины мира у учащихся.
  3. Формирование у учащихся межпредметных (межсистемных) знаний.

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»

В естественнонаучной картине мира такие предметы как физика, химия, география, биология и т.д., объединяются в системы. В настоящее время, для того, чтобы создать эффективные условия для ее успешного познания среди учащихся, имеются попытки проведения объединенных курсов.

Например: естествознание – биология, химия и география; конструирование – математика и труд; мировая художественная литература – ИЗО, история, литература и музыка.

Помимо внедрения интегрированных учебных дисциплин в школьную образовательную программу, так же осуществляется их внедрение в профессиональное образование.

Например: «Физика с основами промышленного производства», «Природоведение и сельское хозяйство».

Часть интегрированных дисциплин вводится в учебную программу в качестве дополнительных (факультативных). Однако в настоящее время существуют такие интегрированные дисциплины, которые утверждены законодательно и предусмотрены государственным образовательным стандартом в качестве обязательных, к освоению учащимися.

Например: «Основы естественнонаучного познания мира», «Концепция современного естествознания».

Данные интегрированные образовательные курсы объединяют в себе такие учебные дисциплины как химия, физика, биология, математика. В рамках общеобразовательных школ они изучаются в выпускных класса, в профессиональных учебных заведениях на первых курсах.

Основная цель указных интегрированных дисциплин заключается не только в изучении самой дисциплины, но и в комплексной переработке учебного материала, который учащиеся усвоили ранее, в рамках различных предметов. То есть, учащимся необходимо по итогу изучения интегрированной дисциплины понять логическую взаимосвязь наук между собой.

Интегрированные занятия (уроки)

Помимо интеграции содержания учебных дисциплин, интегрированная модель обучения воплощается в рамках интегрированных занятий (уроков).

В последние годы интегрированные уроки получили большое распространение, так как они позволяют обобщить полученные знания и сформировать целостное представление об окружающем мире.

Замечание 3

Интегрированные уроки проводятся на основе междпредметной, внутрипредметной и межсистемной интеграций, то есть путем объединения нескольких учебных предметов. Формами проведения выступают: экскурсии, походы, путешествия, уроки-погружения и т.д.

Чаще всего интегрированные уроки используются педагогами как своего рода обобщения пройденного ранее, с целью понимания взаимосвязи между полученными знаниями и усвоения родственных связей между темами.

Организация интегрированных уроков позволяет:

  1. Определить предметные знания об объекте или явлении.
  2. Значительно сократить временные затраты на усвоение учебного материала.
  3. Высвобождение учебного времени на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, контроля знаний и т.д.

Например: Интегрированное учебное занятие «Кристаллы» (позволяет объединить несколько тем из физики и химии). Интегрированное занятие «Географические открытия» (объединение тем из географии и истории).

Помимо интегрированных учебных занятий, в рамках современных школ актуальным и востребованным становится проведение интегрированных учебных дней.

Например: В интегрированный учебный день последовательно друг за другом ставятся учебные дисциплины физика, химия и биология, ведут их три разных педагога. Общим является тема. Тем самым осуществляется неотсроченная интеграция естественнонаучных знаний, которые дети получают во время изучения различных дисциплин.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot