Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Множественный дефект в педагогике

Сущность множественного дефекта развития

Определение 1

Множественный дефект – это одновременное наличие нескольких психических и физиологических нарушений в одном организме, которые объединяясь представляют собой сложное образование, имеющее отличия от каждого отдельного нарушения.

Наличие разнообразных нарушений в функционировании организма приводит к отклонениям в развитии ребенка. Множественные дефекты предполагают наличие нарушений в работе различных органов и систем организма. Такими дефектами могут быть: слепоглухонемота, слепоглухота и другие.

Существует большое многообразие нарушений такого характера. Если нарушения касаются сбоев в работе одной системы органов под влияниием какого-то одного отрицательного фактора, то такое нарушение называется осложненным дефектом. К примеру, если под влиянием травмы, полученной в результате ДТП, была повреждена нервная система, что привело к нарушениям речи и функционированию двигательной системы.

Множественные дефекты связаны в первую очередь с отклонениями в нормальном функционировании нервной системы, которые приводят к отклонениям в интеллектуальном развитии детей, их умственной отсталости. В этом случае головной мозг оказывается подвержен комплексу повреждений, что в итоге приводит к нарушению сенсорных и моторных процессов, двигательной активности, сбоям в работе речевого аппарата.

Наличие множественного дефекта напрямую обуславливает нетипичное развитие личности ребенка. Человек с такими отклонениями имеет определенные отклонения в развитии и требует особого, нестандартного подхода к воспитанию и обучению. Требуется организация специальной коррекционной работы с таким ребенком, чтобы педагогическое воздействие на него имело эффект. При этом среди его отклонений выделяют одно приоритетное, которое определяет иные нарушения, являющиеся осложняющими. Они могут носить характер нарушения или недоразвития, либо сочетаться, что бывает в большинстве случаев.

Дети со множественными дефектами развития делятся на следующие группы:

«Множественный дефект в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Умственно отсталые дети с нарушением работы слухового аппарата;
  • Умственно отсталые дети с нарушением зрения;
  • Сочетание отклонений в функционировании слухового аппарата и органов зрения;
  • Слепоглухонемые дети;
  • Дети с наличием отклонений в психическом развитии одновременно со слепотой и глухотой;
  • Дети, имеющие соматические заболевания при слепоте и глухоте. Сюда относятся разнообразные врожденные пороки органов: сердца, почек, печени;
  • Дети с нарушениями в функционировании опорно-двигательной системы, сопровождающимися интеллектуальными сбоями, слепотой, немотой, глухотой.

Множественные нарушения характеризуется непрерывным отрицательным воздействием на развитие ребенка, носящим накопительный характер. Иными словами, если у ребенка имеются сразу несколько нарушений в работе различных органов и систем, к примеру, слуха, зрения, моторики, то они могут привести еще и к речевым сбоям, проявляющимся в достаточно ярко выраженной форме.

Проблемы при воспитании и обучении детей со множественным дефектом развития

Коррекционная работа педагога связаная с рядом проблем при организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные, множественные нарушения в развитии. К этим проблемам относятся следующие:

  1. Недостаточность опыта, мастерства и навыков педагогического состава в обучении детей со сложными нарушениями.
  2. Воспитание детей с множественными дефектами в семьях не всегда является продуктивным и верным. Многие родители вообще не занимаются такими детьми, поэтому, при поступлении в учебное заведение ребенок оказывается не готовым к обучению. Поскольку у них имеются умственные отклонения, то необходимо прививать элементарные знания о мироустройстве по специальным методикам и с раннего возраста. А дети, которые были, фактически, изолированы об социума вообще не имеют понятия как в нем существовать. Это осложняет задачу педагогов в определении их интеллектуальных способностей и требует дополнительного периода на подготовку таких детей к обучению.
  3. При поступлении в школу, ребенок с множественным нарушением должен обязательно пройти подготовительный этап, что исключить проблему с адаптацией к коллективу и иметь навыки построения коммуникативных связей.
  4. Отсутствие оптимального объема материального и технического снабжения коррекционных образовательных учреждений. Зачастую, отсутствует нужная учебная литература, методические пособия, инструкции по коррекционной работе. Технические средства, также, могут не отвечать требованиям воспитания и образования сложных детей. Это усложняет применение специальных методик и приемов коррекционной работы.

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими множественный дефект развития

Замечание 1

При организации коррекционного педагогического процесса требуется применения комплексного сочетания стандартных и креативных методик, творческих навыков педагога и индивидуально-ориентированной методики обучения.

В первую очередь стоит учитывать, что каждый ребенок имеет дефект, который не похож на дефекты других детей. В этой связи требуется построение индивидуальных коррекционных программ обучения. Разработка таких программ требует первоначального исследования определенной категории детей и их дефектов, определение их особенностей психологического, физиологического развития, состояния здоровья, категории дефекта. Должна быть изучена сущность множественного нарушения и выявлена причина его развития, влекущая определенные последствия в развитии.

Программы должны строиться на базе междисциплинарного подхода, включающего сочетания разнообразных направлений дефектологии. Кроме того, обучение должно носить интегрированный характер. Должны выбираться разделы и тематики, имеющихся коррекционных программ, отвечающие требованиям устранения конкретного дефекта, возможностям и потребностям детей.

Замечание 2

Содержание программ обучения должно быть дозировано. Детям должна преподноситься информация, исходя из их познавательных возможностей и возрастных особенностей. Она должна быть доступной для усвоения, понятной и тематически взаимосвязанной.

Дата последнего обновления статьи: 10.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot