Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Многовариативность кружковой деятельности как условие воспитания детей и подростков

Понятие и назначение кружковой деятельности

Определение 1

Кружковая деятельность – это форма организации свободного времени учащихся, ориентированная на удовлетворение их потребностей и всестороннее развитие их личности.

Проведение досуга в кружках способствует целесообразной организации свободного времени ребенка. Кружки ориентированы на детей разных возрастных категорий, удовлетворение разных интересов и потребностей, обучение разным навыкам, обеспечение детям принятие участия в различных видах деятельности.

Принятие участие в деятельности кружков способствует раскрытию индивидуальных свойств личности. В ней дети удовлетворяют свои духовные и иные потребности, которые невозможно удовлетворить в образовательной деятельности.

Организация кружков является специфическим направлением педагогической деятельности. с одной стороны, кружки обеспечивают веселое, увлекательное, интересное времяпрепровождение ребенку, а с другой стороны, кружки помогают в раскрытии нравственного потенциала личности, активизируют познавательную активность ребенка, раскрывают его природные задатки.

Кружковая деятельность является многовариантной т.е. каждый учащийся может выбрать свой клуб, секцию для занятий различными направлениями деятельности. Именно многовариативность кружковой работы обеспечивает реализацию всестороннего развития ребенка любого возраста, уровня интеллектуального и физического развития.

Кружки могут быть представлены следующими вариантами:

  • Клубы по интересам;
  • Спортивные секции;
  • Танцевальные кружки;
  • Художественные кружки;
  • Кружки театрального творчества;
  • Кружки по углубленному исследованию каких-то направлений и дисциплин;
  • Шахматные клубы.

Целевым назначением деятельности кружков является углубление и расширение кругозора ребенка, удовлетворение их потребностей в различных направлениях деятельности, активизации творческого потенциала, формирование трудовых навыков, создание условий для реализации социально полезной деятельности.

«Многовариативность кружковой деятельности как условие воспитания детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогическая целесообразность и эффективность кружковой деятельности определяется разнообразием кружком, различием их профилей деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей детей в приобщении их к науке, физической культуре, спорту, техническим направлениям деятельности, культуре, искусству, исследовательской работе.

Кружковая деятельность должна быть многовариантной по той причине, что интересы и потребности ребенка неустойчивы и непостоянны. Они могут меняться на разных возрастных этапах развития ребенка, а также в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей развития. Дети могут интересоваться рисованием, но потерять к нему интерес в связи, с неспособностью достигать в рисовании высоких успехов, из-за отсутствия художественных способностей. Затем они попробуют свои силы в спорте и, также, потерпят неудачу. После этого ребенок займется пением и найдет себя: это окажется тем направлением деятельности, которое доступно ему, вызывает эмоциональное удовлетворение и является приятным времяпрепровождением.

Таких примеров можно привести множество, суть же их будет едина: многовариантность кружковой деятельности является необходимым условием личностного развития ребенка. Пробуя себя в различных направлениях деятельности, ребенок развивается в разных направлениях, активизирует свои познавательные возможности, делает выбор профессиональной деятельности, ищет пути своего профессионального роста и развития.

Кружки как средство развития познавательной деятельности

Кружковая деятельность характеризуется систематичностью, целенаправленностью и предварительным планированием организации. Кружки необходимы для разнонаправленной подготовки ребенка, по тем направлениям, которые не предусмотрены образовательной программой учебного учреждения.

Кружковая деятельность ориентирована на объединение единомышленников, которые могут стремится к углубленному познанию конкретной дисциплины или направления исследования. Это обуславливает их роль в познавательной деятельности ребенка.

Кружковая деятельность активизирует познавательную активность ребенка. В процессе участия в кружковой работе, ребенок учится мыслить, усваивать и перерабатывать информацию, а также социально взаимодействовать с другими участниками кружка.

Познавательная активность кружкой работе подкрепляется тем, что его участники подбираются по идентичным способностям и возможностям, одинаковой подготовкой и одинакового возраста. Это позволяет каждому участнику кружка быть на равных с остальными, что устраняет развитие проблем, связанных с нежеланием быть «хуже» других. Тем самым, происходит активизация познавательной заинтересованности каждого участника кружковой деятельности.

Чтобы кружковая деятельность способствовала развитию познавательной активности ребенка и формировала его интеллектуальные свойства, требуется соблюдение ряда условий ее организации:

  1. Добровольность участия в кружке. Нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно. Если он не желает быть художником или певцом, то посещение кружков по принуждению не даст должного результата. Эмоциональный компонент кружковой деятельности является приоритетным в развитии ребенка.
  2. Наличие конкретного целевого назначения и плана деятельности кружка.
  3. Четкая организационная структура кружка. Работа должна быть реализована по плану, иметь установленные дни и часы проведения занятий, иметь контрольные органы и правила функционирования.
  4. Программа деятельности должна отвечать целевому назначению кружка, индивидуальным, возрастным особенностям развития его членов. Работа кружка должна отвечать условиям эффективности, увлекательности и мотивации.
  5. Темы занятий должны отвечать потребностям и интересам детей.
  6. Время прохождения занятий должно быть удобным для посещения детьми.
  7. Количество участников одного кружка должно быть оптимальным для его продуктивной работы и участия каждого ребенка в процессе кружковой деятельности.
  8. Занятия не должны быть очень продолжительными: не более часа.
  9. Кружковая деятельность исключает обязательное соблюдение правил поведения, меры наказания и домашнее задание.
  10. Формы деятельности кружка должны быть разнообразными, новыми, интересными.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot