Миссия образования в современном мире
Миссия образования – всесторонне развивать личность, готовить каждого человека к успешной жизни и деятельности в обществе (профессиональной, социальной, культурной и пр.) в высокотехнологичной социокультурной среде при нарастающей сложности, непрерывных изменениях и неопределенности, появлении новых видов деятельности людей.
Иными словами, идет формирование нового понимания образовательных отношений, в центре которых, с учетом природы информации и особенностей цифрового общества, находится не педагог, а учащийся, которого окружают учителя, семья, сверстники, другие взрослые, оказывающие воздействие на процесс его личностного развития с определением его социально-педагогической значимости, учитывая персональные запросы, потребности, способности и особенности.
Внешним контуром образовательных или социально-педагогических отношений обеспечивается непрерывное взаимодействие и взаимосвязь образовательной системы с остальными системами и институтами общества и государства:
- семья, заинтересованная в организации образовательной деятельности, выступает в качестве многофакторной системы различных постоянно изменяющихся запросов;
- государством ставятся новые задачи на основании стратегии социально-экономического развития;
- бизнес формулирует задачи, основываясь на тенденциях технологического развития;
- наукой внедряется раз новых решений и разработок;
- культурой отбирается все новое, соответствующее задачам развития художественно-эстетического и ценностно-смыслового человеческого мира в цифровом обществе, включая новые формы самовыражения и творчества.
Иными словами, в цифровом обществе образовательные и социально-педагогические отношения, помимо освоения содержания образовательных программ, становятся динамичным взаимодействием участников образовательных отношений, которыми совместно определяются направления развития личности каждого учащегося, соответствующие задачам и установкам семей, общества и государства с одной стороны, а также запросам, особенностям и интересам самих учеников, с другой.
Особенности традиционной и современной модели школы
Выделяют две основные особенности традиционной модели школы:
- предметный характер и использование репродуктивных методов образования – усвоение некоторого объема готовых знаний;
- носитель знания – содержание образования заключает в себе учитель, который и передает его обучающимся.
В традиционной школе не приветствуются самостоятельность учащихся, активная познавательная деятельность, а также творческий подход со стороны учеников. Там, где отсутствует простор мыслительной деятельности, требуют только подчинения, порядка, дисциплины и примерного поведения. В связи с этим традиционная школа - это строгая дисциплина и авторитарность, в которой вертикаль «учитель-ученик» незыблема и представляет опору всей конструкции классической системы образования. Образовательные отношения имеют цель освоить содержание образования.
Авторитет педагога определяют:
- во-первых, формальные показатели – образование, должность, опыт, личная культура, которые подтверждены дипломами, аттестациями, рейтингами и др.;
- во-вторых, неформальные показатели, представленные личностными качествами, общей культурой, жизненным опытом, мышлением, деятельностью, творчеством и пр., готовность передать эти знания обучающимся.
Информационной революцией и интернетом были созданы условия, при которых традиционный авторитет учителя начал меняться. Школа утратила статус единственного места, в котором могут быть получены знания, и соответствующий социальный статус; места, в котором носитель знания – учитель.
На сегодняшний день учителя утратили монополию носителя знаний. Знание – неотъемлемая часть современных социальных отношений, оно общедоступно и безгранично, включая доступность образовательных программ, самых разнообразных по содержанию и стоимости.
Интернет и социальные сети неизмеримо увеличили скорость социального взаимодействия людей, кардинально изменив соотношение личной и общественной жизни. Опыт старшего поколения на сегодняшний день, во многом неактуален, так как той жизни, в которой он востребован, уже нет.
Иными словами, факт в том, что учитель во многом утратил не только функцию исключительного носителя знаний, а также жизненный опыт, который учащийся может самостоятельно получить.
Мышление, интеллект и человеческая личность, а также компетенции создания нового знания не возникают сами по себе. Это не может быть реализовано без педагога, вне коллектива, в котором у каждого есть возможность продемонстрировать свои способности, презентовать результаты деятельности и получить оценку своего труда и значимости созданных знаний.
Изменяется и роль школы, учителя в системе общественных социально-педагогических отношений. В информационном обществе изменения затрагивают характер и ценность педагогического труда. Основное общественное благо – не усвоенное знание как раньше, а сформированность способности эффективной информационной деятельности, создания новых знаний на основании сформированных компетенций и личностных качеств, системного знания.
Общественное благо в таком случае представлено способами и формами мышления, формируемыми в процессе учения под руководством учителя. Ни один искусственный интеллект не может научить человека нестандартно мыслить, не может научить лидерству, работать в команде, этике взаимодействия в цифровой среде и пр.
Цифровой учитель является носителем компетенций развития мышления и разнообразных типов деятельности. Профессионализм в этом является залогом успешности социализации учеников в условиях цифровой экономики, формируемой с дошкольного возраста в качестве ключевой, или обще компетенции.
Сегодня учитель представляет самостоятельную и творчески мыслящую личность, имеющую опыт разнообразной деятельности.