Сущность методов воспитания и обучения дошкольников
Методы воспитания детей дошкольного возраста – это научно обоснованные способы и приемы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и детей, направленного на организацию их эффективной деятельности и отношений, стимулирующих активное познавательное поведение.
Методы обучения детей – это определенные способы целенаправленно организованной деятельности, реализуемой воспитателем, в процессе которой воспитанники усваивают конкретные знания, умения, навыки, осуществляет формирование их мировоззрения и развитие врожденных способностей.
Воспитательно-образовательные методы необходимо отличать от приемов.
Приемы (обучения и воспитания) – это части, элементы и детали конкретного метода.
Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеют свою специфику, которая обусловлена особенностями дошкольного периода.
Эффективность воспитания и обучения детей дошкольного возраста во многом зависит от правильно подобранных воспитателем методов. При выборе метода обучения и воспитания, педагог должен руководствоваться рядом правил, методы должны:
- соответствовать возрасту и уровню развития детей;
- доступными для реализации ДОУ, то есть следует учитывать материально-техническую базу детского сада;
- понятны и доступны детям.
Кроме того, воспитатель должен уметь использовать выбранный метод на практике.
Каждый метод обучения и воспитания имеет две стороны:
- Внешняя сторона метода – это совокупная система способов воздействия на ребенка.
- Внутренняя сторона метода – это психические познавательные процессы, которые лежат в основе используемого способа действия.
Таким образом, каждый метод представляет собой совокупность приемов, направленных на решение определенных дидактических задач (ознакомление с новой информацией, закрепление пройденного учебного материала, осуществление творческий переработки усвоенного и т.д.).
Виды методов воспитания дошкольников
Выделяют следующие методы воспитания детей дошкольного возраста:
- Методы формирования – включают в себя следующие приемы работы с детьми: разъяснение, рассказ, беседа, анализ реальных жизненных ситуаций, увещевание и т.д. Данный метод может быть применен воспитателем в рамках организованной деятельности, а также в рамках режимного момента. Например, организованная деятельность – беседа по прочитанному рассказу, с обсуждением поступков героев, режимные моменты – напоминание о необходимости мыть руки перед едой, аккуратно складывать свои вещи и т.д.
- Методы организации повседневной жизнедеятельности детей в группе детского сада – состоят из таких приемов как упражнения, поручения, создание различных воспитывающих ситуаций, педагогические требования и т. д. Например, выполнение поручений воспитателя, таких как убрать игрушки, помочь младшему воспитателю; требования по соблюдению правил гигиены.
- Методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников – представлены приемами: соревнования, поощрение, требование, наказание и т. д. Например, требование убрать игрушки после игр; похвала за красиво убранные игрушки и слаженную работу.
- Методы контроля – представляют совокупность следующих приемов: педагогическая беседа, педагогическое наблюдение, педагогический опрос, консилиум, анализ результатов деятельности детей и т. д. Например, проведение индивидуальной беседы с воспитанником по вопросам его поведение, повторение правил поведения в коллективе; контроль за выполненным поручением.
Виды методов обучения дошкольников
Классификация методов обучения дошкольников в основном осуществляется в зависимости от источника получения знаний, умений и навыков. Выбор воспитателем определенного метода обучения, зависит от поставленной образовательной цели и содержания учебного занятия.
Различают следующие методы обучения детей дошкольного возраста:
Наглядные методы:
- наблюдения – непосредственное рассмотрение предметов и явлений окружающего мира, выделение основного, установление причин изменений, формулировка выводов;
- демонстрация – позволяет познакомить детей с наглядным образом незнакомых или знакомых предметов.
Практические методы:
- упражнения – многократное повторение практических или умственных действий определенного содержания;
- эксперименты и опыты – оказание помощи в понимании явлений или получении знаний о конкретном предмете;
- моделирование – представляет собой наглядно-практический метод, который подразумевает использование глобуса, карты, плана и т.д.
Игровые методы:
- дидактические игры – направлены на закрепление и совершенствование знаний, а также усвоение новых различного содержания;
- разнообразные воображаемые ситуации в развернутом виде – направлены на усвоение определенных знаний.
Словесные методы:
- рассказ воспитателя – представление им нового учебного материала, рассказ о предмете или явлении;
- беседа – проводится воспитателем с детьми, в том случае, когда у них есть определенные знания о теме беседы;
- чтение художественной литературы – представляет собой уникальный источник об окружающем мире, развивает у детей воображение, мышление, память.
На одном занятии, организованном воспитателем ДОУ, чаще всего используется одновременного несколько приемов, которые и составляют в совокупности определенный метод. Задача воспитателя тщательно продумать и наметить те приемы, которые необходимо будет применить в процессе обучения. В основном ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными.
Выбор методов обучения зависит от:
- Содержания реализуемой образовательной деятельности.
- Возрастных возможностей и потребностей детей.
- Уровня психического развития воспитанников.
- Формы организации образовательной деятельности.
- Оснащенности воспитательно-образовательного процесса необходимыми материально-техническими средствами.
- Личности воспитателя, уровня его профессионализма и мастерства.