Содержание учебника
Социальная педагогика в качестве научной области и соответствующая ей учебная дисциплина сравнительно молоды. При этом сегодня данная дисциплина является одной из ведущих в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы.
Развитие социальной педагогики в России началось не с нуля. Истоки социальной педагогики есть в трудах многих российских педагогов, философов, психологов, таких как В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко. За рубежом эта наука развивается более ста лет.
Существует множество книг, освещающих различные проблемы социальной педагогики. Ученые-педагоги России высказывают в своих трудах авторское видение социальной педагогики. Не смотря на это, в данной области педагогической науки пока еще четко не определены предмет и объект исследования, дискуссии подвержены ее основные категории.
В книге Галагузовой Минненур Ахметхановны «Социальная педагогика» представлены материалы, которые являются результатом пятнадцатилетней преподавательской и научно-исследовательской деятельности автора в сфере социальной педагогики. Материал учебника сгруппирован в три больших раздела:
- Введение в профессию;
- Научные основы социальной педагогики;
- Основы социально-педагогической деятельности.
В первом разделе описываются культурно-исторические предпосылки возникновения в России социальной педагогики, специфические особенности и области профессиональной работы социального педагога и особенности его профподготовки.
Второй раздел учебника посвящен становлению социальной педагогики в качестве научной отрасли в России и за рубежом. В нем рассматриваются объект и предмет социальной педагогики, научная проблематика, базовые категории и принципы этой науки, особенности социально-педагогических исследований.
Третий раздел книги освещает основы социально-педагогической деятельности. Данная деятельность многоплановая, имеет большое количество направлений и разновидностей. Многие из них очень сложны и специфичны, объемны по содержанию, формам и функциям, что раскрытие их особенностей и даже общих основ в рамках главы учебника практически невозможно. Поэтому в соответствующем разделе учебника рассматриваются только отдельные проблемы, возникающие у детей с делинквентным и девиантным поведением, оставшихся без родителей и других категорий детей, в зависимости от социума, в котором находится ребенок. Выбор направлений социально-педагогической деятельности к рассмотрению определялся, тем, что в иных учебниках по социальной педагогике они практически не рассматриваются, а в практической деятельности многие социальные педагоги сталкиваются с такими проблемами.
В учебнике, в конце глав приводятся также вопросы для самостоятельной работы и дополнительная литература по пройденной теме.
Для кого написан учебник?
По задумке автора эта книга должна помочь студентам не просто освоить базовые представления о социальной педагогике, а творчески подойти к пониманию и решению проблематики данной науки.
Рецензентами данного учебника выступали известные ученые-педагоги: Олиференко Людмила Яковлевна, Мардахаев Лев Владимирович, Назарова Наталья Михайловна, Литвак Римма Алексеевна.
В сложной работе над учебником авторы опирались не только на свои глубокие знания, но и на материалы исследователей различных ВУЗов.
Для России профессия социальный педагог новая. Только в $1990$ году началась подготовка кадров для этой сложной, но интересной профессии. В нашей стране развитие социальной педагогики было извилистым и драматичным. С этим связаны трудности в становлении социальной педагогики в качестве профессиональной сферы. К таким трудностям можно отнести практически полную утрату традиций милосердия и благотворительности в советском обществе, укоренившуюся в сознании людей ориентацию на некое общее благо при одновременном пренебрежении к отдельному человеку. Преодоление таких установок трудно, но необходимо, потому что идеология социальной педагогики построена на отношении к человеку и к ребенку, в частности, как к высшей ценности.
Многие проблемы порождаются и уже современной действительностью. Ее противоречивость и неопределенность приводят к тому, что на сегодняшний день в нашей стране практически отсутствуют социальные группы населения, которые чувствуют себя социально защищенными и уверенными в своем будущем. Такая ситуация значительно усложняет задачи, которые стоят перед специалистами в сфере социального воспитания и социальной помощи детям и молодежи. При этом данная проблема формирует высокий спрос на специалистов, которые умеют дать профессиональную оценку процессу социального становления, развития и адаптации в социуме молодых граждан, своевременно выявить возникающие проблемы и оказать помощь в их решении.