Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогическое исследование

Актуальность исследований в педагогическом процессе

Под исследованием в сфере педагогики понимается процесс и итог научной работы, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогический процесс по своей сущности чрезвычайно сложен и многогранен, в связи с чем разнообразны и проводимые внутри него исследования.

С точки зрения психологии посредством исследований проводится поиск более действенных для конкретной ситуации приспособлений психического развития, эмоциональной реабилитации учеников, умножения их креативного потенциала, самореализации, складывания личностно-ориентированной базы.

Усиливается необходимость в социологических исследованиях, которые призваны выявить запросы населения, отношение к каким-либо новшествам, оценку работы образовательного учреждения.

Исследования медицинского характера ориентированы на поиски различных форм образования с учетом здоровьесбережения учащихся.

В многофункциональных педагогических исследованиях можно обозначить также историческое, философское, социальное и методическое направления. Однако почти все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят групповой психолого-педагогический характер. То есть, когда рассматриваются аспекты когнитивной деятельности учащихся, невозможно отказаться от изучения их психологических процессов, сопутствующих этой деятельности (внимание, память, мышление, чувства, способности к разным видам работы). Постоянно следует вести речь о воспитании целостной, многоплановой личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных особенностей.

Психолого-педагогическое исследование

В настоящее время задачи становления и развития личности стали приоритетными, поэтому любое продуктивное исследование в сфере образования обязано быть психолого-педагогическим, открывать и обследовать согласие наружных и внутренних причин образования, педагогические условия и приемы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, креативного мышления, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития. При этом педагогическое исследование и сохраняет свою специфику, поскольку в центре всегда находится именно педагогический процесс, обучение и воспитание, учитель и учащиеся.

Рабочие понятия исследования

Исследование динамично, в нем непрерывно протекают аспекты научной жизнедеятельности. Они, в свою очередь, обеспечиваются определёнными знаниями, приемами воздействия и ценностными ориентирами. Само исследование в частности считается трудоемким составным одного целого, и для полного понимания этого действует ряд основных определений и терминов.

В психолого-педагогическом исследовании, как и влюбом другом, заложены базовые рабочие понятия, без понимания которых сам исследовательский процесс будет весьма затруднителен.

Как правило, среди ключевых понятий рассматриваются:

Психолого-педагогическое исследование

На этом строится вся дальнейшая работа. В ее ходе исследование может менять направление, корректировать некоторые аспекты с учетом новых открывшихся деталей, но сами рабочие определения устанавливаются и корректируются практически до конца работы.

  1. Тема исследования задается профессиональной работой психолого-педагогического направления.
  2. Проблема представляет собой некое противоречие между тем, что известно на начальном этапе и тем, что станет известно в дальнейшем. Исследователь обознчает научную проблему, погружается в ее предметную область и ищет пути ее разрешения.
  3. Цель - это преодоление актуального противоречия и, тем самым, оптимизация взятого фрагмента в субъективной картине мира. Для каждого конкретного исследования цель специализируется, поскольку нужно получить определённый итог. Это может быть, например, какое-либо открытие, сделанное в ходе исследования, диагноз существующего положения дел, мониторинг на базе этого диагноза или исследование подходящей технологии.
  4. В гипотезе конкретизируются возможные итоги исследования. Чем больше начальное знание, тем более специфичными и более точными могут быть выдвигаемые гипотезы.
  5. Объектами исследования могут становиться самые разные детали от структуры и функционирования образовательного учреждения и осуществляемого в его стенах учебно-воспитательного процесса до характера взаимоотношения между различными субъектами этого процесса.
  6. Предмет исследования отражает конкретную форму, через которую объект исследования предстаёт перед познающим его исследователем. Непосредственно с предметом исследователь имеет дело, предметом он оперирует и по нему же судит о своём объекте.
  7. Задачи детализируют поставленную в исследовании цель и способствуют ее реализации. Общие задачи научного исследования конкретизируются с акцентом на содержании или на форме.
  8. Методы - это приемы действий для решения поставленных задач. Их специфика обусловлена вовлечённостью исследователя в выбранную предметную область и его ситуативной активностью. На каждом отдельном этапе исследования методы могут быть различными.
  9. Средства расширяют возможности субъекта в его содействии с миром. Они специфичны и приурочены к этапам исследования. Так, при получении информации средствами оказываются разные её информаторы и техническое обеспечение. Методика также является особым средством исследования. В настоящее время разработано огромное количество различных методик для психолого-педагогических исследований.
  10. Результаты – это то, к чему получилось придти в определённых условиях, двигаясь к цели, решая поставленные задачи и используя определённые методы и средства. Они, как правило, выступают в форме обобщения, заданной начальными определениями, и закладываются в научный отчет.

Рабочие понятия становятся теоретико-методологической основой исследования. В них конкретизируется познавательная обстановка до практического вмешательства в неё исследователя. Конкретизация и специализация рабочих понятий зависит от вовлечённости исследователя в выбранную тему.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot