Общее понятие критерия
В педагогике и педагогической психологии и образовательной практике в настоящее время ребёнок проявляет большой интерес к природной поисковой активности как к важнейшему образовательному ресурсу. Всё это способствует возникновению в российском образовании такого явления, как исследовательское обучение (англоязычный аналог – explorer education). Этот способ обучения основан на биологически предопределенной потребности ребёнка всё больше и больше познавать окружающий мир. Особенность исследовательского обучения заключается в том, чтобы наладить учебную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, что приведёт их к самостоятельной познавательной деятельности. Стоит обратить внимание что, исследовательское обучение не стоит сводить к стимулированию поисковой активности детей способом использования методов учения в образовании.
Мониторинг осуществляется путём сбора, обработки и анализа информации, оценки и корректировки работ.
Система диагностики является базовой для мониторинга, для её осуществления необходим выбор критериев (обобщённых показателей). Приоритет может быть отдан разным критериям всё зависит от осуществления работ в образовательном учреждении, но так или иначе, всё же нужно учитывать следующие критерии успешности:
- психологического комфорта
- воспитанности
- индивидуально-личностного развития
- социологический
- образовательный
Классификация критерий
Образовательный критерий:
- отличная подготовка в первую очередь по главным предметам и направлениям, определяемая по количеству медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
- количество обучаемых, которые занимаются в творческих кружках и ведут исследовательскую деятельность.
- глубина, систематичность и действенность знаний; решения сложных задач.
Социологический критерий:
- возможность свободного выбора у школьника ( выбор учителя, уровня и профиля обучения, внеклассных занятий по интересам и т.д.)
- адаптация обучаемого к среде обитания (по месту жительства, школьной, семейной); умение выстраивать отношения в коллективе.
- адаптация выпускников школы; успешность обучения в учебных заведениях.
- престиж школы в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу.
- уровень развития класса
- поведение школьников
Критерии индивидуально-личностного развития:
- развитие творческого познания, стремление к гармонии, эстетического вкуса;
- выраженность индивидуального стиля черт характера;
- реализация индивидуальных возможностей;
- А.Г. Асмолов: «принимать и принимать других людей, терпимость и лояльность»; отзывчивость, умение сопереживать;
- характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;
- объективная самооценка;
- общекультурный кругозор, устойчивые интересы.
Критерий воспитанности:
- сплочённость классных коллективов;
- наличие или отсутствие вредных привычек;
- стремление помогать другим людям(толерантность);
- сформированности нравственных идеалов и нравственного поведения;
- твёрдое гражданское правосознания, патриотизм;
Факты отклоняющегося от норм поведения и правонарушений.
Критерии здоровья:
- разбить учеников по группам здоровья;
- общие показатели по школе по степени заболеваемости;
- Качественные услуги для сбережения здоровья;
- развитие основных функций и систем организма по отношению к возрастной норме, уровень психического и физического здоровья;
Критерии психологического комфорта:
- социальное благополучие, межличностные отношения;
- уровень тревожности, нервности;
- эмоциональное состояние, оптимизм во всех делах, уверенность в завтрашнем дне.
Все эти критерии напрямую связаны с профилем образовательного учреждения.