Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика работы с опорным конспектом на уроке истории

Сущность понятия "опорный конспект"

Определение 1

Опорный конспект – это структура, включающая опорные сигналы, структурно связанные и представляющие собой наглядную конструкцию, заменяющую систему значений, понятий и идей в качестве взаимосвязанных элементов.

Все школьные предметы можно условно разделить на две группы: технические и гуманитарные.

Технические предметы предполагают знание правил, а гуманитарные – фактов. Изначально главной задачей опорных конспектов было направлять мысли, задавать им определенную последовательность. Выстраивать преподавание истории только на использовании опорных конспектов нельзя. Знание истории предполагает определенную эмоциональность и усвоение множества факторов.

Используя опорные конспекты, учитель истории может передавать информацию не только благодаря словам, но и обозначениям, что допускается общепринятой практикой преподавания. Система опорных конспектов представляет интерес, так как дает возможность удачно сочетать новые подходы к обучению с устоявшимися методическими рецептами традиционной системы. Неотъемлемая часть данной системы – рефлексия, в качестве одного из компонентов учебной деятельности учеников, реально повышающих степень понимания и осмысления изучаемого материала.

Замечание 1

Опорные конспекты дают возможность варьировать темп прохождения материала и его структуру, соответствующие индивидуальным особенностям усвоения исторических знаний.

К наиболее существенным элементам системы опорных конспектов можно отнести:

  • блочно-модульное построение учебного процесса;
  • мотивацию учебной деятельности, основанную на целеполагании;
  • преобладание самостоятельной и творческой деятельности на уроках по усвоению знаний и умений;
  • организацию самоконтроля и внешнего контроля, направленного на формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала, на основе рефлексии учащегося и учителя.
«Методика работы с опорным конспектом на уроке истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Опорные конспекты, в сравнении с традиционной формой школьного обучения, имеют некоторые преимущества:

  • гибкость, то есть подвижность элементов структуры проблемных модулей, возможность дифференцировать и индивидуализировать, интегрировать содержание обучения и пр.;
  • концептуальная и организационная простота для учеников и учителя истории, позволяющая достичь реального результата при решении заданий учителя и формировании компетентностей;
  • систематическая самостоятельная деятельности учеников в процессе изучения истории, дифференцированная парами, группами или индивидуальная.

Основной смысл опорных конспектов на уроках истории заключается в формировании цельного взгляда на историческое событие, становление единой цепочки «причина-событие-последствия», а также выделение ключевых событий. Применением опорных конспектов предполагается решение еще одной значимой задачи – существенно сократить учебный материал в связи с переходом к обязательному девятилетнему образованию, чтобы появилось время на изучение дополнительных материалов, возможность включить в процесс обучения уроков-портретов, исторических путешествий и творческих заданий.

Методические принципы организации уроков с применением опорных конспектов

В начале, учитель рассказывает первый вопрос подробно, при этом сопровождает рассказ демонстрацией картины или исторической карты. Позже этот же вопрос излагают повторно, но учитель уже не останавливается на деталях. Его задача теперь – указывать на основные причинно-следственные связи.

Опорный конспект может висеть на доске, либо лежать в распечатанном формате перед глазами у каждого учащегося. Наиболее эффективным, безусловно, будет вариант, когда дети самостоятельно составляют опорный конспект, включаясь в творческий процесс. В таком случае у учителя есть возможность иллюстрирования основных идей опорного конспекта и подробного иллюстрирования основных идей опорного конспекта и подробного разъяснения трудных моментов.

Разрабатывая конспекты с опорными сигналами, можно применять символически-словесные знаки или условно-графические.

Подготавливая к уроку опорные конспекты, учитель должен ознакомиться с содержанием школьного учебника, проанализировать текст с точки зрения структуры и функциональности и определить, какие параграфы учебника могут быть объединены в блоки, чтобы изучить их на одном уроке. Затем можно начинать оформление листов конспекта с опорными сигналами.

Необходимо сказать, что листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны быть с одним содержанием. Иначе с ними невозможно будет построить общую коллективную работу всего класса. Оценки за урок выставляются в открытую и индивидуальную ведомости учета знаний по каждой изученной теме урока. При этом ученик имеет возможность исправить каждую нежелательную для себя оценку на следующем уроке.

Урок с использованием опорного конспекта, имеет следующую структуру:

  • развернутое объяснение учителем нового материала;
  • повторное сжатое объяснение с основанием на листе с опорными сигналами и расшифровкой символов;
  • изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу и вклеивание листов в тетради;
  • самостоятельная работа учащегося с учебников и листом с опорными сигналами;
  • воспроизведение опорных сигналов в письменном виде по памяти;
  • проверка и оценка работ после урока.

При выполнении работы проводят индивидуальную проверку опорных конспектов учеников, прослушивают магнитофонные записи, лучшие ответы на задания прослушиваются всем классом, чтобы сэкономить время, блок, который был воспроизведен у доски, не записывают в тетради.

Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам происходит на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-шесть уроков детям раздают короткие конспекты, в конце которых приведено 7-10 вопросов, чтобы повторить материал. По указанию учителя учащийся отвечает на один из этих вопросов или выполняет тестовую проверку.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot