Сущность профориентации
Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических, медицинских и образовательных мероприятий, которые помогают подростку, вступающему во взрослую жизнь, научно и обоснованно выбрать профессию, основываясь на своих интересах и способностях, а также потребностях общества.
Профориентация представляет целостную систему, которая включает взаимосвязанные компоненты, объединенные общностью цели и единством управления:
- профессиональное просвещение;
- развитие интересов и склонностей учащихся;
- проявление и проба своих возможностей в игровой, познавательной и трудовой деятельности, то есть профессиональная активизация;
- психодиагностика;
- профессиональные консультации;
- профотбор;
- профадаптация;
- профессиональное воспитание.
Профориентация представляет собой научно обоснованную систему подготовки молодых людей к свободному и самостоятельному выбору профессии, она должна учитывать ряд индивидуальных особенностей каждой личности, а также необходимость рационально распределять трудовые ресурсы в интересах общества.
В школах ведущая роль в профориентационном воспитании отведена учителю технологии. На уроках технологии ученики не только получают знания, касающиеся различных видов труда, но и в процессе своей трудовой деятельности приобретают ряд специальных навыков, развивают способности, пробуют себя в разных видах трудовой деятельности. В работе учитель технологии должен использовать формы и методы, обеспечивающие активность и самостоятельность учеников при овладении универсальными учебными действиями:
- лабораторно-практические работы;
- производственные экскурсии;
- сообщения и доклады;
- презентации;
- решение творческих и познавательных задач;
- общественно-полезная деятельность;
- научно-практические конференции;
- наблюдения, опыты, анализ, диагностика.
Основная форма такой работы – урок.
Учебные программы вне зависимости от авторов учебника, предполагают работу по профориентации, уровень которой зависит от класса, то есть возраста учеников.
Изучение раздела или конкретной темы логически связывают с информацией о профессиональной деятельности.
Например, тема «Обработка ткани» не может быть изучена без обсуждения профессии швеи, закройщика, технолога, без обсуждения условий труда этих специалистов, необходимых личностных качеств, образования, знаний и умений, а также организации рабочего места.
Разделы «Конструирование» и «Моделирование» включают беседы о таких профессиях, как художник-модельер, конструктор одежды. Дети могут самостоятельно подготовить сообщения о знаменитых художниках-модельерах, отметить особенности их характера, благодаря которым им удалось достичь профессиональных высот, например, целеустремленность, терпение, трудолюбие, любознательность и пр.
Огромная роль в профориентации отведена работе над творческими проектами, участию в олимпиадах и конференциях. Осознанный выбор самостоятельной работы, планирование и оценка ее значимости, соцопросы и анализ своих возможностей, умение работать самостоятельно, индивидуально и в группе. Отстаивать свою позицию и мнение, анализировать свои действия, исправлять ошибки и пр.
Средства реализации профориентации
Средства обучения – это объекты, которые создал человек, а также предметы естественной природы, которые используются в образовательной деятельности как носители учебной информации и инструмент деятельности педагога и учащихся, чтобы достичь поставленные цели обучения, воспитания и развития.
В общепринятой современной типологии средства обучения подразделяют на следующие виды:
- живое слово педагога – беседы, рассказы и пр.;
- аудиовизуальные средства;
- мультимедийные средства обучения.
К основным принципам использования средств обучения относят:
- учет возрастных и психологических особенностей учеников;
- гармоничное использование традиционных и современных средств обучения, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, посредством аудиальной, кинетической системы воспитания в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов – наглядность, доступность и пр.;
- совместное творчество педагога с обучающимися;
- приоритет правил безопасности при использовании средств обучения.
Работа по профориентации проводится с учетом возраста школьников.
- Начальный этап – начальная школа – в игровой и учебной деятельности дети получают первоначальную информацию о наиболее распространенных в мире профессиях. Также школьники могут рассказать о профессиях своих родителей и других членов семьи;
- Первый этап – 5-7 класс – дети получают общее представление о сферах жизнедеятельности общества, а также о профессиональном предназначении человека.
- Второй этап – 8-9 класс – углубление знаний и формирование умений по разным профилям технологической подготовки, профессиональное самоопределение по возможности выбора поля деятельности. К окончанию девятого класса ученики должны четко представлять свои возможности, а также возможности профессий для удовлетворения своих жизненных потребностей, осознанно выбирать сферу профессиональной деятельности.
- Третий этап – старшая школа – в этом возрасте значение имеют профильная направленность, изучение рынка образовательных услуг в районе и городе, расширение перечня профессий, которые связаны с профессиональными компетенциями по основам профессии. На этой ступени крайне важны контакты с Центрами занятости, чтобы получать постоянно обновляющуюся информацию относительно запросов рынка труда на определенные профессии.